Фото с сайта:
spravedlivo.ru
Предстоящие выборы в Госдуму могут стать последними для лидеров парламентской оппозиции, говорят эксперты. В 2024 году Зюганов и Жириновский подойдут к отметке в 80 лет, а чуть более молодой Миронов, вероятно, получит пожизненное членство в Совете Федерации. Несмотря на солидную цифру, все трое не спешат уступать партийные кресла. Они возглавляют федеральные списки от партий на выборах и четких сигналов по передачи власти не демонстрируют. О том, почему не будет обновления в думских партиях и что ожидает фракции после выборов 2021 года, – в материале «ФедералПресс».
Как рассказал «ФедералПресс» источник, близкий к администрации президента, после парламентских выборов 2016 года активно прорабатывалась идея смены власти в КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР. Однако в течение последующих пяти лет так называемую операцию «Преемники» решили свернуть, а сами «вожди» партий не изъявили желания добровольно передать бразды правления более молодым политикам. По словам собеседника, в Кремле считают Зюганова, Жириновского и Миронова надежными и договороспособными, а преемники могли оказаться «неуправляемыми».
Как итог, руководители парламентской оппозиции возглавили федеральные списки на выборах в Госдуму. И если этот факт был вполне ожидаем, то состав первых троек, то есть политиков, которые в случае форс-мажора могут возглавить партии, удивил.
Коммунистический кентаврВ КПРФ вторым номером пошла депутат Светлана Савицкая, а третьим – председатель Совхоза им. Ленина Павел Грудинин. Потенциальный преемник лидера коммунистов Юрий Афонин оказался лишь четвертым, хотя после его избрания первым заместителем председателя ЦК КПРФ многие ожидали увидеть его на позиции выше.
«Афонину прочат статус руководителя компартии, но это будет более слабая фигура, которой придется оглядываться на Зюганова. Ведь на самом деле адекватной замены ему нет, учитывая его внутреннее влияние в партии и то, что у него давно выстроены отношения с властью. КПРФ – своего рода кентавр. С одной стороны, оппозиционная партия, с другой – договаривается с властью. Вполне возможно, что передача власти будет эволюционная. В КПРФ усилится коллективное руководство», – считает политолог Алексей Макаркин.
Противоположного мнения придерживается политолог
Константин Калачев. Он считает наличие Зюганова в руководстве партии скорее ограничителем.
«Зюганов не самая популярная личность, он, в отличие от того же Жириновского, не входит в список десяти влиятельных политиков в стране. С другим лидером КПРФ получила бы больше голосов. Главная заслуга Зюганова на сегодняшний день – то, что он смог сохранить партию и довести до участия в выборах. Не думаю, что он действительно занят поиском замены себя», – отметил эксперт.
Личность Афонина как потенциального преемника лидера коммунистов спорна. Несмотря на внимание Зюганова, он плохо сочетается с оппозиционностью, которую изредка демонстрируют коммунисты в Госдуме.
«Афонин, конечно, удобный власти человек, но думаю, в КПРФ многие против его кандидатуры на место Зюганова. Афонин – сторонник компромиссов, а у КПРФ образ главной оппозиционной партии, которая получает голоса не благодаря Афонину, а благодаря тем, кого сама же часто задвигает, потому что они слишком радикальны», – добавил эксперт.
К «радикалам» среди коммунистов Калачев относит, например, Валерия Рашкина, который, несмотря на все, что с ним произошло, в нынешнем политическом году сумел возглавить федеральный список по Москве. Тем не менее внутри партии политик популярностью не пользуется.
Даже наследник не смогПохожая ситуация сложилась в ЛДПР. Жириновский возглавил федеральный список, а под вторым номером выдвинул Леонида Слуцкого, а не сына, вице-спикера Госдумы Игоря Лебедева. Более того, Лебедев вовсе покинул большую политику накануне выборов, сославшись на занятость бизнесом. Сам Жириновский сказал, что его уход согласован и обошелся без конфликтов.
Что касается управления партией и передачи власти кому-либо из соратников, то это для либерал-демократов невозможно. Уход Лебедева из политики это продемонстрировал.
«Жириновский четко дает понять, что партией управляет он. В ЛДПР не может быть человека номер два. Считали, что, может быть, сможет Лебедев, но даже сын не может. Жириновский будет до тех пор, пока сможет заниматься политической деятельностью. В партии нет никакой подготовки к передаче власти. Ни Лебедева, ни Островского нет в федеральном списке на выборы в Госдуму», – отмечает Макаркин.
Не исключена возможность ребрендинга внутри самой партии, но не за счет смены ее лидера. Возможно, ЛДПР изменит свою риторику и станет более лояльной к «Единой России» после выборов 2021 года. В настоящий момент главная задача ЛДПР – крепче держаться за свои мандаты и как можно дольше сохранять у руководства Жириновского. Он – главный гарант получения голосов на выборах.
Миронов-ограничитель
Похвастаться переменами накануне выборов в Госдуму может только одна партия парламентской оппозиции, которая даже поменяла свое название. «Справедливая Россия – За правду» представляет собой некий компромисс между ранее не пересекавшимися на политическом поле игроками. С приходом партии «Патриоты России» внутри эсеров обострились внутренние конфликты. Кто-то перешел на сторону лидера патриотов Захара Прилепина, устав от однообразного Миронова, кто-то, наоборот, стал еще больше поддерживать лидера, которому с приходом новых людей стало совсем непросто, считают эксперты.
«Здесь может быть внутренний конфликт. Они протянут до выборов, ведь невыгодно обострять ситуацию. А вот после будет понятно, кто припишет себе плюсы, а на кого возложат ответственность за минусы. Не факт, что все условия, по которым она собиралась, будут выполнены на 100%. Но есть один момент – у Миронова есть выход на самую высокую точку, собственно, он может попросить приема у президента, изложить все свои пожелания», – говорит политолог Макаркин.
Второй потенциальный лидер новой партии – Захар Прилепин – подобными привилегиями не обладает. Он озвучивает имперские и мобилизационные лозунги, которые, судя по результатам его партии на региональных выборах, не пользуются популярностью у избирателей. В целом ни один из первой четверки не устраивает электорат в полной мере.
По мнению Константина Калачева, это связано с усталостью от Миронова и общей непривлекательностью членов партии.
«Вся четверка не очень обаятельна. Ни Миронов, ни Прилепин, ни Семигин в десятку наиболее популярных политиков не входят и не являются настоящими паровозами. Да, прекрасно, что каждый из них создал партию и контролирует ее, но при всех усилиях Миронова быть любимыми людьми это не сработало. Миронов не имеет того рейтинга, который позволял бы сказать, что «Справедливая Россия» не может быть без него. Он не ее паровоз, а скорее ограничитель», – отметил Калачев.
Тем не менее заменить Сергея Миронова партии пока некем. Ни один из эсеров публично не демонстрирует желания оказаться на месте руководителя партии. Это устраивает и фракционных лидеров, и Кремль.
«Обсуждалась идея преемника, но в каждой партии ведь живые люди. Нельзя передать власть внутри партии одним указом. С теми, кто есть, очень удобно. Вот на первом же съезде партий все лидеры осудили Навального, они согласны действовать по тем правилам, которые им диктуют, они идут на консенсус с властью», – объясняет Макаркин.
Появление внутри «Справедливой России» партии Прилепина политолог связывает с желанием Кремля заставить эсеров конкурировать с КПРФ, а не отбирать голоса у ЕР.
«То, что мы видим сейчас внутри партий, говорит о том, что никто не хочет изменений. Власть привыкла работать с теми, кто есть. То, что мы наблюдаем кризис,– это закономерно. Для роста популярности парламентской оппозиции нужны новые лица, но как только они проявят себя, сразу будут из партии исключены, поэтому все просто ждут, когда же случится естественный исход», – заключает политолог Калачев.
Печать