Фото с сайта: wikipedia.org
В проблемных для власти южных районах Архангельской области продолжают меняться главы. Что это – результат неудачной муниципальной реформы, затеянной экс-губернатором Игорем Орловым, «след Шиеса» или новый тренд уже нынешнего главы региона Александра Цыбульского?
Котласский эксперимент
В начале 2021 года ушел в отставку глава Котласа Андрей Бральнин. Ушел под сильным давлением общественности и СМИ. Стоит напомнить, что на этот пост он избирался-назначался дважды – в 2013 и 2018 годах. Сейчас его сменила Светлана Дейнеко – журналист с юридическим образованием, в прошлом главный редактор ИА «KOT News», сделавшего имя на критике Бральнина и его методов работы.
Дейнеко, в отличие от предшественника, никак не позиционировала свою политическую принадлежность: в «Единой России» не состояла, при власти постов не занимала. С другой стороны, и оппозиционером ее назвать трудно, скорее, она стала выразителем общественного мнения, а оно в последнее время было не на стороне Бральнина.
Придя к власти, Светлана Дейнеко сразу же выбрала максимально открытый стиль общения с людьми. Создала блог в соцсети, где регулярно поднимает по-журналистски острые темы и выслушивает различные мнения, никого не ограничивая и не затыкая. Вот и недавний ее пост про процессы строительства в Котласе вызвал шквал комментариев. Кстати, в группе более шести тысяч подписчиков – тоже неплохо, учитывая, что Светлана Дейнеко всего несколько месяцев находится в должности главы.
В чем-то такой стиль нового котласского градоначальника напоминает стиль губернатора Александра Цыбульского, который также ведет весьма активную деятельность в соцсетях. Андрей Бральнин хоть и имел аккаунты, но размещал лишь официальные посты, закрывал комментарии, да и вообще казался максимально отгороженным от общения.
Светлана Дейнеко, похоже, не боится бурной общественной реакции. А общество в Котласе весьма разношерстное – взять хотя бы отклики на шиесский проект. Вспомним и то, что «Единой России» в 2018 году не удалось получить в городском Собрании большинство. Очередного чиновника-«единоросса» на посту главы здесь, скорее всего, приняли бы в штыки. Другой вопрос – что дальше: сможет ли активная в соцсетях Светлана Дейнеко стать эффективным кризисным менеджером, не только обозначая, но и решая проблемы, которых в Котласе очень даже немало.
Ещё один журналист
Зимой этого года вслед за попавшимся на коррупции Бральниным ушел со своего поста главы Вельского района 37-летний Дмитрий Дорофеев. Но он, как потом оказалось, на «повышение» – был назначен руководителем регионального исполкома «Единой России».
Правда, в этой истории не все так гладко. Дорофеев, ранее не имевший никакого отношения к Вельскому району и выдвинутый в руководители администрации экс-губернатором Орловым, проработал в этой должности всего два года. Летом 2020-го депутаты не приняли его отчет, а вслед за этим в газете «Вельские вести» было опубликовано открытое письмо членов фракции партии «Единая Россия» (!) с резкой критикой работы молодого главы. Об этом «БК» рассказывал в начале 2021 года.
gulyaev.jpgВскоре в Вельске случилась властная рокировка. Новым главой стал Андрей Гуляев, теперь уже бывший руководитель тех самых «Вельских вестей». Гуляев, как и Светлана Дейнеко, – юрист по образованию, но большую часть жизни проработал в СМИ. Последние 11 лет возглавлял районный издательский дом и газету. Снова, как и в Котласе, не без участия областной власти, выбор пал не на партийного функционера или чиновника.
В своем первом после утверждения интервью Гуляев так лаконично обозначил приоритеты: «Главное – стабилизировать политическую ситуацию. Не секрет, что в Вельском районе она сложная, всегда возникали конфликты между исполнительной и представительной властью. Надеюсь, эти времена уйдут». Теперь Андрею Гуляеву придется «снимать общественную накипь».
Устьяны на очереди
Нынешней осенью должны утвердить главу соседнего с Вельском Устьянского района. Однако там политическая и экономическая ситуация гораздо стабильнее. Чувствуется рука реального хозяина территории – предпринимателя, владельца «Устьянской лесопромышленной компании» Владимира Буторина. Потому и население особо не бунтует: есть работа, деньги, строятся жилье и дороги, а поселок Октябрьский, не в пример Вельску, выглядит очень даже современно.
Главой района пятый год работает Алексей Хоробров – в прошлом чиновник областного правительства и также протеже экс-губернатора Игоря Орлова. По отзывам местных жителей, человек он неплохой, да и руководитель толковый. Но вот вопрос: останется ли на второй срок? Идут упорные разговоры о том, что Устьяны возглавит Сергей Котлов – экс-глава Шенкурского района и бывший министр образования и науки Архангельской области. После отставки с поста министра он стал работать в компании Владимира Буторина. Если такая перестановка произойдет, она несколько выпадет из тренда, поскольку Котлов, в отличие от Дейнеко и Гуляева, все-таки чиновник.
А как на севере области?
В 2022 году должны пройти переназначения глав и в других крупных муниципальных образованиях Архангельской области. В частности, осенью это предстоит Северодвинску. В кулуарах уже ходят шутки, что, учитывая последние события, на этот пост смело может претендовать журналист, редактор сайта «Беломорканал» Андрей Рудалёв, который последовательно критикует власть города корабелов последние лет десять.
Все увидим со временем. Пока же тенденция 2021 года в южных районах Поморья очень любопытна, и, как оказалось, она помогла несколько снять напряжение в обществе. Думается, причина – в запросе людей на публичную политику, полемику и некоторую демократизацию.
Почему Дейнеко оказалась в нынешнее время актуальнее Бральнина? Да потому, что снова нет-нет да и возникают разговоры о возвращении прямых выборов глав муниципалитетов, о том, что на этих должностях нужны общественные лидеры, умеющие говорить с населением, а не кабинетные чиновники-назначенцы. Возможно, этот вариант, который сейчас как бы опробуется в районах, затем перейдет и на регионы. Будет ли это «ветром перемен», как в 1989-м, когда в народные депутаты СССР избирали не столько партийных бонз, сколько ярких лидеров мнений?
С другой стороны, власть пока боится экспериментов и возврата «выборной вольницы». Вот и получается, что где-то ослабляют давление и дают выпустить пар, как это произошло в Котласе и Вельске, а где-то ситуацию стараются держать под жестким контролем, как было в Архангельске с приходом на пост главы Дмитрия Морева.
Печать