В Санкт-Петербурге в Константиновском дворце прошли переговоры лидеров России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко. Статистика показывает: за последний год их встречи участились. Как считают политологи, отношения глав государств приобрели неформальный характер. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Александр Лукашенко зачастил в Россию. Президент Белоруссии в этом году встречался с Владимиром Путиным уже четыре раза. Первая встреча прошла в феврале – сразу после того, как Лукашенко удалось стабилизировать протестную ситуацию в республике. Тогда оба лидера обсуждали в Сочи торгово-экономическое сотрудничество.
Следующая встреча прошла в апреле. После послания Федеральному собранию Путин и Лукашенко поговорили в Кремле о реализации союзных программ. В третий раз Владимир Путин и Лукашенко встретились опять в Сочи, но уже 28 мая. На этот раз подлинной причиной встречи стал инцидент с самолетом Ryanair. Воздушное судно экстренно приземлилось в Минске, после чего были арестованы оппозиционный журналист Роман Протасевич и его девушка Софья Сапега.
Сегодня Владимир Путин и Лукашенко встретились в Санкт-Петербурге, и это уже четвертый раз за 2021 год. Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков заверил, что переговоры носят плановый характер, однако политолог Дмитрий Фетисов считает: в планах у Путина на текущую неделю встречи с Лукашенко не было: «Вероятно, Песков сказал о плановой встрече, чтобы успокоить», – отметил Фетисов.
Главы государств решили пообщаться с глазу на глаз в Константиновском дворце. Владимир Путин в самом начале переговоров ловко оперировал цифрами белорусской экономики, обозначив товарооборот между странами, внешний долг государства и еще ряд параметров.
«Надо сказать, что, несмотря на коронавирус, на другие «инфекции», в том числе связанные с внешними вызовами – я имею в виду всякие санкционные события, – Республика [Беларусь] обслуживает все кредиты», – заявил президент России.
В свою очередь Лукашенко недолго говорил об экономических перспективах страны. И, напротив, быстро переключился на тему санкционного давления. По его словам, Запад перешел к «индивидуальному террору». Например, в дом одного из лидеров крупной белоруской партии бросили бутылку с зажигательной смесью.
«С мятежа все началось. Теперь они перешли к индивидуальному террору... Каждые сутки есть развитие. Индивидуальный террор против тех людей, которые говорили откровенно, против тех людей, которые выступали за государство и государственность, сейчас уже на депутатов перешли», – заявил Лукашенко.
Политологи, впрочем, уверены, что для срочной встречи двух лидеров есть важные причины. В частности, возможность нового давления на союзное государство со стороны Запада. «Я думаю, что президент Владимир Путин до встречи с Лукашенко смотрел отчет, понимая, что сейчас будет очередная волна санкций против Белоруссии. Наверняка об этом они тоже разговаривали, и Россия будет активно участвовать в спасении Белорусской экономики», – считает Фетисов.
Политтехнолог, автор телеграм-канала «Политджойстик» Марат Баширов считает, что речь может идти о поддержке экономики Белоруссии со стороны России: во-первых, о более открытом доступе на российский рынок сельского хозяйства республики, во-вторых, о закупках в сфере тяжелого машиностроения и химических удобрений.
«Сейчас потребуется экстраординарная форма помощи со стороны России. Мы дали им один транш на 500 миллионов, общая сумма – около миллиарда. Я думаю, что речь может идти о том, чтобы какие-то преференции давать предприятиям Белоруссии или давать помощь, чтобы они не теряли работоспособность», – считает Баширов.
Частоту встреч двух президентов эксперты оправдывают изменившимся форматом общения. «Общение между президентами носят неформальный государственный характер, когда требуется согласование документов. Отношения перешли в другой формат, когда один президент может поднять трубку, позвонить другому и договориться о встрече», – отметил Баширов. Такого рода диалог сформировался именно под экономическим давлением на обе страны и необходимостью решать вопросы совместной безопасности.
К тому же, для Путина важно, что частые встречи с Лукашенко показывают прочность отношений двух стран. «Это не в интересах Европы, которые в части транзита зависят от Белоруссии», – считает Баширов.
Печать