Фото с сайта: wikipedia.org
Тридцать лет назад, 31 июля 1991 года, в Москве во Владимирском зале Большого Кремлевского дворца президент СССР Михаил Горбачев и президент США Джордж Буш подписали Договор СНВ-1.
Наш специальный корреспондент Вячеслав Терехов беседовал на эту тему с Михаилом Горбачевым.
- Сегодня историческая дата. Как вы через тридцать лет рассматриваете значение этого документа?
- Это не просто историческая дата. Этот Договор стал основой всех соглашений, которые были потом. Мало того, проблема стратегических наступательных вооружений еще не снята. Она и сейчас является насущной.
А что, кто-то на него нападает?
- Сейчас нет, но знаю, что раньше нападки были.
- Пускай. Кто бы ни нападал, должны понимать, что сегодня в арсеналах осталось 15 процентов от того, что было на пике гонки вооружений. Вдумайтесь - всего 15 процентов, хотя и этого все равно много. Я говорил и буду повторять: надо идти дальше по этому пути.
Сегодня самое главное, конечно, что удалось сохранить СНВ-3, и я вижу его как преемника того первого Договора. Он позволяет начать переговоры о стратегической стабильности. Конечно, лучше было бы, если бы было сказано конкретнее "о стратегической стабильности и дальнейшем сокращении ядерного оружия".
- Из воспоминаний участников переговоров по заключению СНВ-1 знаю, что остро стоял вопрос о контроле. Американцы считали, что для нас эта проблема будет препятствием.
- Да, вопрос о контроле стоял.
- Значит, все-таки считали, что мы остановимся?
- Скорее, я думаю, это была попытка затянуть переговоры. И что? Мы согласились на самый строгий контроль, но на взаимной основе. И правильно сделали. Пусть будет самый строгий контроль. Повторяю, проблема еще не снята.
Но надо идти вперед и вперед, и я не устаю призывать к этому и Россию, и США.
- А как быть с Китаем и другими ядерными державами?
- В одном из интервью я вам говорил, что подключить другие ядерные державы можно, только если Россия и США станут договариваться о более низких уровнях ядерных вооружений.
- А это возможно?
- Повторяю - надо идти вперед. Проблема есть, и она не снята . Но надо учесть опыт и идти вперед, не затягивая переговоры. Время… время!
Печать