Фото с сайта: wikipedia.org
Президент РФ Владимир Путин ускоряет разворот страны на Восток. Этому послужит проект Северного морского пути, о возрождении которого, как считают эксперты, было объявлено на встрече главы государства с руководителем Росатома Алексеем Лихачевым. Теперь он нацелен на сотрудничество с Азией. Это лишит Запад еще одного рычага давления на Москву, полагают собеседники URA.RU.
Путин провел встречу с Лихачевым 4 августа в Кремле. Глава государства отметил, что Росатом «относится к числу наиболее крупных компаний России», в которую «входят 350 организаций и 300 тысяч работающих». В ходе беседы Путин попросил рассказать о «состоянии» российского атомного ледокольного флота, за развитие которого отвечает госкорпорация. Лихачев заверил Путина, что состояние — «образцовое». Но акцент он хотел сделать не на кораблях, а на Северном морском пути, где они будут использоваться (кратчайший водный маршрут между Дальним Востоком и европейской частью страны).
«Вообще все проекты на Северном морском пути развиваются, может быть, даже более высокими темпами, чем мы планировали», — доложил Лихачев. По его словам, развитие мировой торговли и «события в Суэцком канале» привели к значительному росту интереса других стран к Севморпути, как к альтернативному пути для транзитных перевозок грузов. «И мы бы хотели, при вашем согласии, на базе нашего проекта Северный морской путь начать развивать большой транспортный логистический коридор контейнерный», — обратился глава Росатома к Путину.
По его словам, развитие контейнерных перевозок по Севморпути будет выгодой для мировой экономики и выведет страну на «совершенно новый уровень экономического позиционирования». «Мы в этом смысле видим определенные возможные дефициты в ледокольном сопровождении, подготовили соответствующие предложения, вам сегодня представим», — добавил Лихачев. Путин согласился. «Хорошо», — резюмировал президент.
Российские власти до 2014 года планировали использовать Севморпуть в качестве транзитного маршрута для перевозки контейнерных грузов, отметил в разговоре URA.RU директор «Центра экономики Севера и Арктики» Александр Пилясов. Ставка делалась на европейский бизнес и партнеров. Но после возвращения Крыма в состав России, западный бизнес отказался сотрудничать по проекту. Москве пришлось радикально менять приоритеты и использовать путь в первую очередь для снабжения собственных северных территорий и для экспорта энергетических ресурсов на Восток. Свежее заявление Лихачева говорит о возрождении проекта, полагает Пилясов.
«Вместо европейцев, которые сказали, что не хотят с нами связываться, возникли новые игроки, спешащие застолбить за собой нишу в будущих контейнерных перевозках. Интерес к Севморпути проявили страны Азии, например, Китай и Саудовская Аравия. Они плюют на возможные санкции и видят в этом проекте свою выгоду, поскольку он на 10 дней сокращает время доставки грузов. Насколько понимаю, под это дело Лихачев и предложил системно заняться развитием маршрута», — сказал Пилясов.
Развитие новых торгово-логистических связей России и Азии должно встревожить европейцев. Ведь оно свидетельствует о растущих темпах разворота Москвы на Восток, согласился в разговоре с URA.RU замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
В результате изменений Европа теряет экономическое влияние на Россию, а вслед за этим утрачивает и политические рычаги давления типа санкций, объяснил эксперт.
«В начале 2000-х на Европу приходилось около 60% всей российской внешней торговли. Они считали нас территорией для освоения, которая у них в руках и никуда не денется. Но за последние годы все круто изменилось. Доля ЕС составляет уже 38%, а на страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества приходится 33%, на один Китай — 18%. Еще 10 лет и азиатские рынки будут для нас важнее европейских. Для Европы это и экономические потери и потеря влияния на Россию», — подчеркнул Кашин.
В 2020 году доля транзитных перевозок по Севморпути не превышала и 1,5 млн тонн, к 2030 году их объем планируется увеличить до 20-30 млн тонн в год. Это позволит России зарабатывать на транзите грузов и ускорит развитие северных портов и территорий, добавил гендиректор «Российского совета по международным делам» Андрей Кортунов. Но, по его словам, сначала придется решить массу проблем.
«Если брать портовое хозяйство, то там из 70 портов только пять способны обрабатывать более 100 тысяч тонн груза. Есть природные факторы, связанные с тем, что на маршруте есть места, где глубина не превышает 12-15 метров. Это даже меньше, чем Суэцкий канал. То есть туда нельзя отправлять большие сухогрузы. На то, чтобы превратить Севморпуть в международную транспортную артерию, потребуется серьезные вложения», — заключил Кортунов.
Печать