Федеральные политологи уже несколько недель обсуждают, что явку на этих выборах в Госдуму будут намеренно «сушить». Это должно принести хороший результат «Единой России». И наоборот: чем выше будет явка, тем ниже процент у партии власти. Разбираемся, что может повлиять на явку в Нижегородской области на выборах в Госдуму и Заксобрание.
Что может повысить явку1. Трехдневное голосование
Как раз для тех, кто в сентябре уезжает на дачу и не может прийти на избирательные участки в воскресенье, придумали трехдневное голосование. Официально, конечно, говорят о том, что это для равномерного распределения потоков избирателей из-за пандемии. Но на самом деле партии власти так удобно: можно привести своих бюджетников и бабушек в пятницу, сделав заранее результат. Плюс три дня невозможно наблюдать за выборами, что увеличивает шанс на вбросы…
2. Электронное голосование
Опять же очень удобная вещь для тех, кто боится пандемии, или по разным причинам не может дойти до участка. Но почему-то электронное голосование почти не рекламируют, не объясняют, как им пользоваться (хотя мы в числе регионов-пилотов). Оно еще не отработано технически, в любой момент сайт может лечь. Да и до сих пор непонятно, как защищен голос. Плюс опять же невозможно проконтролировать, и остается широкий маневр для нечестной борьбы.
3. Наличие разных партий
Ярких кандидатов на выборах почти нет, а вот партий хватает. Практически всех допустили до выборов, хотя могли снять по подписям. Теоретически наличие такого выбора должно привлечь избирателей, каждая партия приведет свой пусть небольшой, но электорат, и явка поднимется. Но тут надо понимать, что такое повышение явки выгодно партии власти, потому что малые партии растаскивают голоса у оппозиции.
4. Протестное голосование
Пожалуй, это единственный черный лебедь, который может всерьез встряхнуть избирательную гонку. Протестное голосование непредсказуемо, оно увеличивает голоса за оппозицию и пропорционально уменьшает голоса «Единой России». Мы видели, какие протестные митинги собирались в разных городах, но после этого прошло уже много времени.
Но тут нужно понимать, что для протестного голосования нужен повод, а их сейчас практически нет: пенсионная реформа уже улеглась, никаких ярких задержаний Навального уже нет, экологических и других катастроф тоже. Да, есть проблемы с социально-экономической ситуацией, но в ней пока винят коронавирус, а не власти.
В Нижнем ситуация еще лучше: сейчас многие недовольны благоустройством, и могли бы на эмоциях прийти на участки и отдать голос за оппозицию. Но к 19 сентября – Дню выборов – у нас уже отгремит гала-шоу к юбилею, откроются все объекты после ремонта, и у жителей, наоборот, будет эмоциональный подъем. Конечно, его не хватит для того, чтобы пойти на выборы и отдать голос за «ЕдРо», но хватит, чтобы хотя бы не протестовать.
Что может снизить явку1. Дачный сезон
Единый день голосования не просто так сделали в сентябре. Уже тогда политические консультанты понимали, что люди приходят на выборы, когда им особо нечего делать. Если же на улице прекрасная погода, можно на выходные уехать на дачу, на природу, в путешествие, то жители вряд ли променяют все это на выборы.
Правда, «Единая Россия» тоже немного теряет – ведь их пожилой электорат тоже уезжает на дачи собирать картошку. Но тут лучше уж потерять три своих процента, чем приобрести десять протестных.
2. Скучная кампания/карнавализация выборов
Казалось бы, прямо противоположные понятия, но оба они могут серьезно снизить явку. У нас сейчас пошли по первому пути – сушке всей кампании (хотя встречается и карнавализация, когда на выборы намеренно пускают всяких фриков, чтобы подорвать у населения веру в выборы).
С сушкой все проще – минимум информации о выборах, минимум агитации (только точечная), минимум информационного шума, минимум скандалов.
3. Отсутствие ярких кандидатов
Тоже стандартный прием – не допустить до выборов ярких кандидатов-одномандатников, чтобы люди не пришли за них голосовать. Обычно у ярких кандидатов есть свой ядерный электорат, который, если кандидата снимают с гонки, вообще не пойдет голосовать. Это не протестное голосование: за кого угодно, только не за кандидата партии власти, это именно голосование за конкретных кандидатов.
В Нижегородской области это ярко выразилось на выборах в гордуму в прошлом году – тогда кандидатов снимали пачками. В этом году сняли только одного оппозиционного кандидата Наталью Резонтову. Но по моему мнению, ей же сделали лучше, так как сидя под домашним арестом, она вряд ли могла рассчитывать на эффективную избирательную кампанию.
4. Пандемия
Новый фактор, который пока сложно просчитать: во время пандемии крупных выборов в стране еще не было. По логике граждане боятся лишний раз куда-то выходить, особенно в места массового скопления людей. Поэтому они могут просто остаться дома и не пойти на выборы, тем самым понизив явку.
Вообще дарю партии власти лайфхак, как точно выиграть выборы. Допускаешь на участки только вакцинированных или с отрицательными тестами на ковид – приходят 20% вакцинированных бюджетников - «Единая Россия» получает 60-70%. Не благодарите.
Таким образом, мы видим, что почти на каждый фактор повышения явки есть фактор понижения, зачастую просто нивелирующие друг друга. Так что нельзя говорить о каком-то жестком плане по сушке явки, и нельзя ждать какого-то огромного протестного голосования. Эти выборы перед большим трансфером должны пройти в атмосфере стабильности. Поэтому и явка будет стабильно низкой – 30-35% - при победе «Единой России» в 55-65%.
Автор: Андрей Вовк
Печать