Фото с сайта: pixabay.com
В условиях сверхцентрализации власти президент – главный арбитр в распределении федеральных средств.
Владимир Путин провел серию встреч с 13 губернаторами, причем не только с теми, которым в сентябре предстоит переизбрание. Большинство переговоров проходили по стандартному сценарию: главы просили денег на крупные инфраструктурные проекты. Правда, если одни (как, например, Сергей Меликов из Дагестана)
жаловались на ограничения и проблемы, то другие (как, скажем, Радий Хабиров из Башкирии) исключительно хвалились успехами и победами.
Подобные встречи обозначают новый тренд – губернаторы выстраиваются в Кремле в очередь за средствами, которые будут распределять в регионы через новые механизмы. Именно ради этого, похоже, правительство внедрило и новую систему курации регионов: теперь за каждым федеральным округом закреплен вице-премьер, который будет контролировать реализацию не только госпрограмм, но и крупных инвестпроектов.
Схема стройная. Сомнение вызывает лишь то, что на все обещания просто хватит денег.
Канализация, дороги, бульварыВот лишь некоторые проекты, на которые губернаторы попросили денег. Возьмем Дагестан. Махачкалинско-Каспийской агломерации нужен новый канализационный коллектор: спроектировали его еще в советское время, однако строительство не было завершено, да и сам проект уже устарел. Завершение объекта будет стоить 30 млрд рублей.
Реконструкция гидротехнических сооружений в Дагестане, которая позволит хотя бы временно остановить опустынивание республики, будет стоить еще 45 млрд рублей. Другие проекты (например, реконструкция газового и электросетевого хозяйства, расширение федеральной трассы «Кавказ») на фоне этих трат просто меркнут – Меликов на встрече с президентом даже конкретных сумм не называл.
Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов попросил у президента поддержать проект строительства автодороги «Кисловодск – Красная Поляна», который должен связать и горнолыжный курорт Архыз. Сумму озвучил другой губернатор Владимир Владимиров, который на встрече с президентом говорил про развитие Кавминвод, – это около 97 млрд рублей.
Правда, не совсем понятно, идет ли речь только о «ставропольской» части проекта (должны быть реконструированы существующие дороги 91К-005 либо А-155), либо обо всей трассе, включая ее прохождение по территории Кавказского государственного биосферного заповедника.
В любом случае, для развития Кавминвод будет создана целая госпрограмма, которую сейчас разрабатывает Минэкономики РФ. Ее стоимость Владимиров, выступая после встречи с президентом на пресс-конференции, оценил в 48 млрд рублей (без дороги, естественно).
Глава Севастополя Михаил Развожаев тоже хочет собственную программу – по реконструкции исторической части города, где расположены Исторический бульвар, Матросский клуб, бывший Институт физических методов лечения, Синопская и Таврическая лестницы. А еще Развожаев хочет наконец-то достроить многострадальный медицинский кластер, а потом уже вместе с Крымом создать научно-образовательный центр «мирового уровня». Суммы снова неясны.
Не только протягивать рукуБез федеральных вливаний нереально решить проблемы Тывы, уверен и врио главы Владислав Ховалыг. Из самых нескромных запросов – реконструкция аэропорта Кызыла, который должен приобрести статус международного, и строительство новой железной дороги взамен приостановленной «Кызыл – Курагино».
При этом большинство губернаторов говорили о «бутылочных горлышках», мешающих развитию территорий. Скажем, и глава Дагестана Меликов, и глава Ивановской области Станислав Воскресенский рассказывали про критический износ коммунальных сетей (Воскресенский именно на их модернизацию хочет задействовать инфраструктурные кредиты), а врио главы Мордовии Артем Здунов – о закредитованности субъекта и большом госдолге.
На фоне подобных запросов расходы на социальные объекты – детские сады, больницы, дворцы спорта – могут показаться и вовсе небольшими. Ничего подобного. Так, врио главы Белгородской области Вячеслав Гладков попросил у президента 5,5 млрд рублей на новую больницу скорой медпомощи.
Любопытно, что далеко не все губернаторы приезжали в Кремль с протянутой рукой. Например, врио главы Пензенской области Олег Мельниченко рассказывал про то, что в регионе появились (либо начинают строиться) несколько промышленных кластеров – станкостроения, производства стройматериалов, пищевой индустрии. Ну а Гладков рассказывал про не очень-то вписывающийся в имидж аграрной столицы страны проект по развитию металлургического производства – правда, стоимостью 400 млрд рублей.
Хватит ли денег на всех просителейГубернаторские поездки к Путину, несомненно, обозначили новый тренд. Главы регионов включились в гонку за 500 млрд рублей, которые обещано распределить в виде бюджетных кредитов (условия получения льготные – срок не менее 15 лет и ставка 3%). Правда, если суммировать только уже озвученные предложения, то денег на всех попросту не хватит.
Значит, будут задействованы новые лоббистские усилия. В условиях сверхцентрализации власти самая очевидная из них – это попытка заинтересовать лично Путина. Именно поэтому, например, Владимиров и Развожаев приехали к нему с пакетом красочных презентаций.
Меликов и Ховалыг выбрали иную стратегию – жаловаться на депрессивное состояние своих регионов (которое, в общем-то и так хорошо известно). Мельниченко, Здунов, Гладков хотели обаять президента тем, как динамично развиваются их территории и поэтому, дескать, вполне могут наращивать собственные бюджетные доходы. Правда, при этом возникает резонный вопрос: а зачем им федеральные кредиты?!
Печать