Внутренняя миграция оказалась на минимальном уровне за последние девять лет. Среди таких мигрантов доминируют россиянки трудоспособного возраста.
Лидерами по миграционному притоку стали Севастополь, Ленинградская и Калининградская области, по миграционному оттоку - Чукотский АО, Магаданская область и Коми.
Влияние пандемии на внутреннюю миграциюВ прошлом году в России на максимально низком за девять лет уровне оказалась внутренняя миграция: всего 3,52 млн человек переехали из одного региона в другой, притом что в 2019 году их было 4,04 млн (падение год к году составило 13%), а годом ранее — 4,34 млн (снижение за два года на 20%), следует из данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за 2011–2020 годы, изученных РБК.
Эксперты назвали РБК несколько причин снижения уровня внутренней миграции в 2020 году.
«В период пандемии перемещения между регионами не могли не снизиться, — пояснил политолог-регионалист Ростислав Туровский. — Люди боялись менять место жительства; кроме того, были и ограничения на перемещения, введенные региональными властями». Снижение числа переезжающих было также связано с общим замедлением экономики, сказал РБК демограф Алексей Ракша. При бурном экономическом развитии трудовые ресурсы чаще перемещаются в поисках работы и больших зарплат, а в период эпидемии COVID-19 этот процесс, естественно, замедлился, считает он. «Слишком высока была неопределенность, все сидели и пережидали это непонятное время», — пояснил эксперт.
Кроме того, в период наиболее серьезных ограничительных мер в регионах не работали МФЦ и паспортные столы, отметил ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Никита Мкртчян. «По всей миграции, и внешней и внутренней, главное проседание пришлось на апрель—май 2020 года, — сказал он. — 2019, 2020 и 2021 годы стали периодом, когда внутренняя миграция в принципе сокращалась, и это началось еще до пандемии». По мнению эксперта, в этом году можно ожидать «некоторый прирост» потока внутренних мигрантов по сравнению с прошлым, но вряд ли он будет большим.
Межрегиональная миграция в первую очередь преследует цель улучшить качество жизни переезжающего, а в течение 2020 года безработица по стране выросла на 1,2 п.п. к показателю 2019-го, на 5,8 против 4,6%, напомнил в разговоре с РБК старший аналитик группы региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин. Рост уровня безработицы приводит к снижению количества доступных рабочих мест, что заставляет граждан отказываться от идеи переезда.
Еще один немаловажный фактор — расширение практики удаленной работы, сказал эксперт. «Наряду с этим в 2020 году государство оказывало значительную поддержку населению, в том числе и тем, кто потерял работу и был вынужден рассматривать миграцию как способ поиска вакантной позиции, — добавил он. — Увеличенное пособие по безработице и ряд других выплат позволили гражданам переждать тяжелые времена, а идею переезда отложить на более поздний срок».
При этом в ближайшем будущем внутренняя миграция в России увеличится, предсказывали в 2020 году аналитики Moody's. Они прогнозировали, что в ближайшие два года ухудшение ситуации в российской экономике, вызванное пандемией коронавируса и обвалом цен на нефть, приведет к тому, что россияне все больше будут стремиться из экономически слабых регионов в сильные. Среди регионов, которые больше всего пострадают от оттока населения, аналитики называли Чувашию, Башкирию, Самарскую, Омскую и Нижегородскую области.
Региональные особенностиВ прошлом году россияне продолжали переезжать с севера на юг и с востока на запад, следует из статистики внутренней миграции по регионам. В этой тенденции нет ничего нового: люди едут либо туда, где лучше климат и ниже цены, либо туда, где выше зарплаты и больше работы, пояснил РБК Ракша. Среди регионов — лидеров по сальдо внутренней миграции (разница между числом приехавших и уехавших) такие южные субъекты, как Севастополь, Адыгея, Краснодарский край и Крым, а также Ленинградская область и Подмосковье, то есть ближайшие к крупным городам.
Что касается высоких показателей миграции в кавказских регионах и близких к ним субъектах, то к местной статистике, утверждает Ракша, нужно относиться с большой осторожностью. «В направлении северо-востока у нас в России честность [статистики] растет, а в направлении юго-запада падает», — пояснил он. Методологически высокий уровень притока внутренних мигрантов в Ингушетию, который фиксирует Росстат, по мнению эксперта, необъясним. «Однако большое количество внутренних мигрантов в Адыгею объяснимо: северо-западная часть республики граничит с бурно растущим Краснодаром, там начинается массовая застройка, фактически это агломерация Краснодара», — добавил он.
«Заметен приток людей не в столицы, а в окружающие их регионы, где жизнь дешевле», — отметил Туровский. Действительно, интенсивность внутренней миграции в Москве — 7,3 (то есть миграционный прирост на 10 тыс. населения), тогда как в Подмосковье — 51; в Санкт-Петербурге — 1,9, а в Ленинградской области — 145,8. Разница в уровне миграции в крупнейших городах и прилегающих к ним областях связана со стоимостью жизни, пояснили эксперты. «Растут не города, а ближайшие к ним области, то есть идет разрастание агломераций, — говорит Ракша. — Это глобальный тренд на продолжение субурбии; кроме того, люди привыкают, что они могут жить за городом и ездить оттуда на работу».
В 2019 году Подмосковье, Ленинградская область и Адыгея стали лидерами по численности населения, выезжающего на работу за пределы региона.
В топе наиболее привлекательных для внутренних мигрантов регионов также Тюменская область (без автономных округов). Это нефтяной регион, а Тюмень — богатый город, где расположены штаб-квартиры нескольких нефтяных компаний, поэтому туда стремятся на заработки, объясняет Ракша.
Рейтинг субъектов с наибольшим оттоком жителей в другие регионы не вызвал удивления у экспертов. «Люди уезжают из северных регионов десятилетиями, — сказал Ракша. — Это северо-восточные территории с суровой зимой, дождливым летом, плохой инфраструктурой, поэтому люди традиционно уезжают оттуда».
Портрет внутреннего мигрантаСреди сменивших регион в прошлом году больше всего лиц трудоспособного возраста (то есть мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет) — 2,4 млн человек. Еще 0,7 млн — моложе трудоспособного возраста, 0,3 млн — старше. Судя по статистике Росстата, чаще всего переезжают из региона в регион граждане от 30 до 34 лет (413 тыс.), чуть реже — от 20 до 24 лет (403 тыс.).
Есть данные и по внутренней миграции россиян преклонного возраста: так, в прошлом году регион регистрации сменили 34 мужчины и 79 женщин в возрасте старше 100 лет. Женщины становятся внутренними мигрантами чаще мужчин: в прошлом году, например, их было 1,8 млн против 1,6 млн соответственно.
Такой расклад понятен: сказывается проблема отсутствия работы во многих регионах у молодых поколений, говорит Туровский. «И женщинам, вероятно, сложнее найти работу в депрессивных регионах», — добавляет он.
Большой по сравнению с другими поток внутренних мигрантов в возрасте от 20 до 24 лет — это «псевдопик» и «нюанс статистики», поясняет Мкртчян. Дело в том, что механизмы Росстата автоматически считают граждан с окончившейся временной пропиской вернувшимися в свои регионы, пояснил он. «У людей учащихся, как раз в возрасте 21–22 лет, массово заканчивается эта регистрация, они как бы автоматически отбывают в обратном направлении, поэтому по статистике получается, что якобы очень большое количество молодых людей поменяли место регистрации», — объяснил Мкртчян.
Множество внутренних мигрантов от 30 до 34 лет — следствие того, что именно в таком возрасте сейчас самое многочисленное поколение россиян, продолжил эксперт. «Они родились в конце 1980-х, когда в СССР был подъем рождаемости; их просто много, поэтому они показывают такой всплеск в статистике, — пояснил он. — Также не надо забывать, что в этом возрасте люди активно берут ипотеку, заводят детей и мигрируют в пригороды».
Чаще всего лица старше 14 лет в 2020-м меняли регионы регистрации из-за того, что возвращались домой после временного отсутствия (911,6 тыс.), по личным и семейным причинам (903,8 тыс.), в связи с работой (246,7 тыс.) и учебой (185,5 тыс.). Большинство внутренних мигрантов состоят в браке — 1,2 млн, неженатых и незамужних несколько меньше — 946,9 тыс., разведенных — 291,7 тыс.
Больше всего тех, кто сменил регион, было в Центральном федеральном округе (883,4 тыс.), меньше всего — в Северо-Кавказском (159,7 тыс.). Именно в этих двух регионах больше всего (ЦФО) и меньше всего (СКФО) приезжих из других округов. При этом большинство сменивших регион регистрации не выехали за пределы своего округа, следует из данных Росстата.
Печать