Фото с сайта: vybor-naroda.org
Впервые за круглым столом вместе собрались те, от кого зависит решение этой проблемы: представители правительства, Эл Курултая, муниципалитетов, общественности. Собрал их руководитель Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Алтай», глава Майминского района Роман Птицын, который предложил пути решения этой проблемы.
Мы попросили его рассказать подробнее об этой инициативе. Кроме того, Роман Птицын рассказал и о других «горячих точках» в сфере земельных отношений, которые существуют в нашей республике.
Рецепт счастья: дом, семья и комфортВзрослый человек не может быть счастливым, если у него не решен жилищный вопрос. Посудите сами, какая может быть самооценка у мужчины, если его семья не имеет своего дома, вынуждена жить в съемном жилье или у родственников. При этом в нашем регионе не все хотят жить в многоквартирных домах, многие предпочитают даже в городе жить «на земле», чтобы была возможность выращивать что-то на приусадебном участке, топить баню по выходным, принимать гостей, вести хозяйство…
Казалось бы, чего проще – дай людям участок, и пусть строятся. Но не тут-то было.
Что мешает дать землю?В Горно-Алтайске участков под строительство даже за деньги почти нет. Есть льготные категории граждан, которым земля положена бесплатно, но и здесь мы сталкиваемся с огромными сложностями. По закону, такие участки предоставлять можно только с готовой инфраструктурой – с дорогой, водоснабжением и канализацией, электричеством. Это стоит очень немалых денег. В Майминском районе такой участок обойдется бюджету почти в 2 миллиона рублей, а в очереди – более 1300 семей. Таких денег в нашем бюджете просто нет.
Еще сложнее ситуация в Горно-Алтайске, где просто уже нет свободной земли для предоставления участков, город уперся в свои границы. А очередь здесь еще больше – почти 3 тысячи семей.
Решение есть!Как решить этот вопрос? Частично – создав агломерацию. Я уже много раз об этом говорил, но повторюсь – никакого административного слияния города и Маймы это не предусматривает, все останутся при своих льготах, просто город и район смогут совместно решать земельные вопросы.
Какие-то средства на эти цели может выделять республиканский бюджет – как на инфраструктуру, так и на выплаты очередникам, чтобы они могли приобретать участки на вторичном рынке. И это касается не только города, но всех райцентров.
Общаясь с народом, мы пришли к решению, что правительству Республики Алтай нужно разработать программу по созданию инфраструктуры в новых микрорайонах, совместно с Госсобранием предусмотреть определенное республиканское финансирование и запросить под эту программу федеральные средства из Фонда реформирования ЖКХ.
Если программа будет внятной, обоснованной и конкретной, то с большой долей вероятности мы получим на нее федеральные деньги. Тогда мы сможем строить инфраструктуру и выдавать участки под ИЖС гражданам льготных категорий. При таком развитии событий есть шанс закрыть очередь полностью.
Недавно состоялся «круглый стол» по этой проблеме с участием представителей различных уровней власти, Госсобрания, общественников. Все согласились, что проблема вопиющая, срочно нужно принимать меры. Рад, что все мои инициативы были одобрены, в ближайшее время будет разработана дорожная карта по решению проблемы с очередью на земельные участки.
Приоритет – местным жителямБолее 70 % жителей Республики Алтай – сельчане. По этому показателю мы на первом месте в стране, а в сельскохозяйственном регионе земля в экономике – самая главная ценность. Интересы местных жителей должны быть приоритетными в сфере земельных отношений – при распределении сельскохозяйственных, рекреационных земель, земель поселений и дачных товариществ. К сожалению, сейчас так происходит не всегда.
Законы, регулирующие земельные отношения, нужно менять. Мы видим, как нашим жителям они порой мешают развивать бизнес, вести хозяйство, но помогают иногородним предпринимателям, которым находчивые юристы подсказывают, как обратить пробелы в законодательстве в свою пользу.
Например, у нас есть земли сельхозназначения и есть земли лесного фонда. В результате одинаковые по виду участки на берегу Катуни имеют совершенно разный статус. Одни предприниматели, работающие по 20 лет и больше, не имеют права получить земли в собственность, поставить на них ограждение, потому что это земли лесного фонда. А те участки, которые относятся к сельскохозяйственным, закон позволяет, как оказалось, и «прихватизировать», и огородить.
Так и возник этот безобразный забор вдоль каянчинского плеса, где якобы разводят пчел. Там предприниматели получили, а затем и приватизировали землю под видом развития сельскохозяйственного производства. И забор поставили – якобы огородили сельхозземли от скота. Хотя все видят, что никакого скота там нет, «пасутся» одни лишь туристы.
Как дельцы разводят «ослов»Закон вроде бы не позволяет строить турбазы на землях сельхозназначения, но они растут как грибы, а проверяющим новоявленные хозяева объясняют – у нас дома не на фундаменте, значит, это не объекты капитального строительства, значит, нам их построить можно. Глава Манжерокского поселения сейчас подал заявление в суд, чтобы эти незаконные постройки на берегу снести, но их хозяева сдаваться не хотят и ищут лазейки в законах.
Еще один пример: в Майме зарегистрирован предприниматель, у которого основной вид деятельности — «разведение ослов». И вот он успешно ведет бизнес на землях сельхозназначения. Ослов, там, конечно, тоже нет, один туристы. Но уже много лет проверяющие с ним соглашаются: да, в этом месте условия для разведения ослов близки к идеальным. Запретить такой вид деятельности невозможно, с точки зрения закона он также ничего не нарушает.
Предпринимателям эта лазейки в законах очень выгодны, а вот бюджеты муниципалитетов от этого сильно теряют. В общем, следует совершенствовать законы, чтобы не было возможности «выворачивать» пробелы в законодательстве против интересов местного населения.
Местным проблемам – федеральное решениеУ нас в республике каждый район имеет свои особенности, свои традиции и специализацию. Несмотря на различия, есть общие проблемы, и везде есть земельные проблемы с «местной спецификой». Я выше рассказал о земельных участках для льготников. Этот вопрос особенно актуален для населенных Горно-Алтайска и Майминского района.
Абсолютно везде есть проблемы с землями для крестьян. Яркий пример – это так называемые «научные земли» в Шебалинском районе, земли Алтайского экспериментального хозяйства, которые находятся в федеральной собственности. Огромные площади фактически не используемой сельскохозяйственной земли простаивают, крестьяне пользоваться ей не могут.
В Улаганском районе есть проблемы с землей в окрестностях Акташа и Чибита. В Майминском районе почти нет земель для выпаса, в связи с чем сократилось поголовье скота в личных подсобных хозяйствах. Не хватает покосов.
Свои проблемы в «лесных» районах. Там связаны руки у местных предпринимателей, но приезжие как-то умудряются получать лакомые лесные участки в аренду, добавляя работы прокуратуре и судам.
Добавлю, что на местном уровне, как бы мы ни старались, многие земельные проблемы попросту не решить. Сколько было прокурорских проверок и судебных тяжб, но нам не всегда удавалось отстоять интересы местных органов власти и местных жителей. Это говорит о том, что этим проблемам нужно федеральное решение, решение на уровне федеральных законов.
Убежден, что земля должна работать в интересах местных жителей, в интересах крестьян, кормить именно их, а не заезжих коммерсантов. Ведь никто лучше нас не знает, как следует жить и работать на нашей алтайской земле!
Печать