Фото с сайта: pixabay.com
Каждый шестой победитель выборов в Госдуму отказался от мандата, поскольку власти изменили подход к формированию парламента. Вместо бизнесменов на прошедших выборах была сделана ставка на общественников и системных, но небогатых политиков. Без финансов и административного ресурса у них было мало шансов избраться. Поэтому, по мнению политологов, глава МИД Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, мэр Москвы Сергей Собянин и другие «паровозы» вынуждены были помогать им своим личным рейтингом.
Как сообщил URA.RU источник в «Единой России», к выборам партия подошла с крайне низким рейтингом (в районе 30%), люди устали от коронакризиса, а многие пострадали из-за пандемии. Власти решили ответить на это трендом на обновление. «В списки кандидатов от ЕР включили общественников, врачей. Однако они не могут самостоятельно избраться — у них нет денег на выборы. Чтобы это компенсировать, привлекли админресурс в виде губернаторов», — объяснил собеседник.
Эту технологию власти использовали и ранее, но впервые за долгие годы — так массово. К пример, по итогам выборов в Госдуму 2016 года от мандатов отказались около 30 «паровозов». В этом году таких кандидатов уже 72 (среди них 66 единороссов, трое представляют КПРФ, двое — «Новых людей» и один — ЛДПР). А после первого заседания Госдумы ее ряды планируют покинуть сопредседатель «Справедливой России — За правду» Захар Прилепин и еще несколько избранных депутатов.
Причина такого резкого возврата к технологии использования «паровозов» в том, что Кремль изменил подход к формированию Госдумы — депутатами стали те люди, которые будут реально работать в парламенте, объясняет доцент кафедры политологии и политического анализа Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Михаил Мизулин. «Пять лет назад старая команда во главе с нынешним спикером Вячеславом Володиным делала ставку на ресурсных депутатов, поэтому „паровозов“ было мало. Правда, не все олигархи ожидали, что в Думе придется реально работать, а не просто значок носить. Володин, как спикер, довольно требовательный. Некоторые [ресурсные депутаты] ушли из Госдумы или решили не переизбираться», — рассказал политолог.
Новая команда Кремля сделала ставку на «лояльность, а не финансы», подтверждает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. «Многие понимали, что Шойгу, Лавров и Собянин в парламент не перейдут. Но все равно это сработало: у них хорошая узнаваемость, большой мобилизационный ресурс. Во главе списков партий были также и губернаторы, которым тоже легче набрать сторонников в своих регионах. Вот они и помогли лояльным, но не столь ресурсным кандидатам», — заметил эксперт.
Глав регионов в качестве «паровозов» стали привлекать из-за того, что доверие населения к ним выросло с 2018 года, когда стали назначать губернаторов-технократов, считает политтехнолог, соучредитель «Демократической партии России», «Российской партии свободы и справедливости» и других политических сил Андрей Богданов. «Кремль увидел, что новые губернаторы обладают большим личным ресурсом. Вот они и возглавили партийные списки в большом количестве. Тем более взамен „паровозы“ тоже получают свои „плюшки“ — дополнительную программу для региона, врачам — финансирование больниц, общественникам — продвижение по карьере либо лидерские позиции в региональном заксобрании», — пояснил Богданов.
Правда, не все губернаторы-«паровозы» оправдали ожидание, отметил вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Петр Быстров. «В ряде регионов, несмотря на губернаторов во главе партсписков, ЕР проиграла. Думаю, губернаторы либо сами переоценили свои силы, либо в руководстве партии на них возложили большие надежды, которые не оправдались», — подчеркнул эксперт. Он добавил, что в целом технология использования «паровозов» «показала результат, на который была рассчитана».
Печать