Правая и левая оппозиция бомбардирует суды исками с требованием признать недействительными результаты выборов. «Яблоко» подало новые жалобы – более 50 исков в Московской области и 28 исков в Башкирии, всего у партии несколько сотен исков. КПРФ также активно судится.
«Яблоко» опубликовало заявление c крайне негативной оценкой выборов и объявило об инициативе: «Налицо грубые и массовые фальсификации (причем не только против кандидатов от «Яблока»), исказившие результаты волеизъявления избирателей. «Яблоко» приступает к составлению «Черной книги выборов-2021», в которую войдут члены избиркомов, причастные к грубым нарушениям избирательных прав, и предлагает избирателям, наблюдателям и политическим партиям принять участие в ее составлении».
Член бюро «Яблока» Григорий Гришин, экс-руководитель предвыборного штаба, рассказал «НГ»: «Мы создаем «Черную книгу выборов» пока только в Петербурге, там авторский коллектив и инициатива, а также основные сведения о нарушителях. За Петербургом могут последовать и другие регионы, сначала создание матрицы, первый вариант, потом он может пополниться фактурой. В принципе идея может распространиться на всю страну – в частности, за Северной столицей может последовать Москва, а также Краснодар, Саратов и др.».
Гришин сообщил, что по обжалованию результатов подано уже несколько сотен исков по стране, «Яблоко» пробует отменить результаты на конкретных участках, какие-то рассмотрения откладываются, какие-то остаются без движения, а по единичным уже вынесли негативные решения. «Естественно, мы не ждем, что в системе, в которой исполнительная власть де-факто руководит и избиркомами, и судами, решение будет объективным, сперва выдвигается кандидат системы, потом подсчет ведут люди, подотчетные администрации, а потом арбитром выступают суды, подконтрольные системе. В этих условиях ни о каких честных выборах не может быть и речи», – отметил он.
Юрист «Яблока» в Петербурге Александр Кобринский сообщил «НГ», что «Черная книга выборов» – большой серьезный проект; сейчас яблочники изучают те документы и доказательства, которые есть у них на руках, материалы по нарушениям классифицируют. Потом будет разработана концепция книги, и на нее начнут сбор пожертвований. Планируется выпуск книги и в электронном, и в бумажном виде, в ней будут и конкретные случаи на конкретных участках, а также фамилии и должности нарушителей на выборах.
«Эти выборы были беспрецедентными по грязи даже для Петербурга, никогда такого не было, даже на муниципальных выборах 2019 года, там хотя бы по-другому работали суды, да и возможностей у муниципальных администраций было меньше. А здесь нарушения происходили на глазах у всего города. Даже пострадали кандидаты от партии «Единая Россия», как ни смешно. Поэтому сотрудничать за честные выборы мы готовы с разными партиями, есть специальное решение бюро по вопросу о наблюдении на выборах. А «Черная книга» – это будет конкретика по людям, событиям, нарушениям, чтобы нам в очередной раз не сказали сверху, что жалоб нет, все выдумано и информация о фальсификациях ложная», – пояснил Кобринский. При этом он заявил, что яблочники готовы к противодействию системы, которое может быть оказано при публикации книги, но опасаются они при этом не ЦИКа, а организаторов выборов.
Между тем юрист отметил, что из 150 исков в Северной столице некоторые уже начали рассматривать и затягивают, по единичным решениям уже есть отказ, по некоторым процессам суды отказываются исследовать доказательства (см. «НГ» от 04.10.21).
В то же время суды по искам КПРФ в Москве уже назначены. По информации «НГ», предварительные заседания по всем 30 искам (по 15 от кандидатов и 15 от партии) прошли 7 октября в Пресненском суде, и их итоги не удовлетворили защиту КПРФ.
Основные заседания уже назначены вразброс до конца месяца у думских кандидатов по округам: 21 октября – у Валерия Рашкина (196) и Михаила Лобанова (197), Елены Гуличевой (199), Игоря Суханова (202) и Андрея Гребенника (206); 22 октября – у Виталия Петрова (203) и Ивана Ульянченко (207), 25 октября – у Сергея Обухова (205), Петра Звягинцева (198), Дениса Парфенова (200), Анастасии Удальцовой (201), Сергея Курганского (204), Николая Волкова (209), а 26 октября – у Нины Останиной (208), Михаила Таранцова (210), а также у Дарьи Багиной (37-й округ в Мосгордуму).
Глава юридической службы московского горкома КПРФ Николай Геращенко рассказал «НГ»: «На предварительном заседании абсолютно все наши ходатайства отклонялись. Нам оппонировал Илья Голышев заместитель юрслужбы Мосгоризбиркома, он опытный юрист. Мы пробовали истребовать оригиналы документов от комиссий, потому что на суде ответчиком были предоставлены документы без подписей и печати. Также пытались привлечь Департамент информационных технологий как заинтересованное лицо, некоторые кандидаты запросили данные по системе электронного подсчета – блокчейн и основной код. Конечно, есть надежда, что на основном заседании суды пойдут нам навстречу, но она не очень большая. Мы готовы пройти все инстанции: апелляцию в Мосгорсуде, кассацию в Верховном суде, может быть, Конституционный суд и Европейский суд по правам человека».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «В принципе идея создания «Черной книги российских выборов» эффективная как с точки зрения пиара партии, так и с точки зрения морального обличения представителей избиркомов и привлечения внимания общественности к проблеме выборов. Петербург задает новый способ борьбы и давления гражданского общества, потому что единственное, чего боятся фальсификаторы выборов, – это публичности, им это больно и неприятно. А для самого «Яблока» – все реклама, кроме некролога». При этом эксперт подчеркнул, что есть свои нюансы.
Во-первых, информационное порицание не заменит уголовных дел против фальсификаторов, и все это прекрасно понимают. Во-вторых, со стороны ЦИКа уже прозвучало, что любое обвинение избирательной системы – это провокация, и есть риск, что такая книга воспримется как давление на избиркомы. Поэтому яблочникам надо ожидать ответной реакции в виде преследования и противодействия, в том числе в судах. «Главное, чтобы инициатива не осталась вещью в себе, как это часто бывает с благими на вид проектами оппозиции», – отметил он.
Печать