Фото с сайта: pixabay.com
Политический обозреватель, эксперт, журналист и главный редактор газеты «Новое дело» прокомментировал для PolitBook основные процессы, которые определили минувшие выборы и которыми будет определяться последующий политический цикл.
– Вадим, выборы прошли, что, по-твоему, изменится в работе Государственной Думы и Законодательного собрания Нижегородской области?– Думаю, что принципиально не изменится ничего. Например, ЗСНО как работало, так и будет работать. Какие областной парламент будет принимать законы? Как и раньше – те, что будет вносить правительство региона. Каких-либо оппозиционных действий предпринято не будет: очевидно, региональное правительство контролирует все областные процессы. Экстравагантных шагов со стороны депутатов мы не увидим.То есть в целом никаких сюрпризов я лично не ожидаю.
– По уму: чем бы депутатам следовало заняться в первую очередь?– У депутатов есть главная обязанность – принимать законы. Этим они и будут заниматься.
Чего бы пожелал депутатам – это кроме принятия законов следить за их исполнением. Это вообще беда, недуг нашего государства: напринимать законов, которые потом не знают, как исполнять. Это беда депутатов всех уровней.
Так значит, следует более тщательно следить за исполнением законодательства, выработав соответствующий механизм. Этого прежде всего не хватает нашим народным избранникам.
– А ждешь ли ты каких-то конкретных законов, которые необходимы нижегородцам?– Нет, никаких конкретных законов я не жду, потому что местные законы как правило являются повторением федеральных, при этом с поправкой на регулировку местные процессы. Другое дело – Государственная Дума. Там есть многое что принимать, многое что рассматривать – это вообще тема для отдельного разговора, в которой вообще очень всего есть, о чем можно говорить.
В первую очередь хотелось бы, чтобы рассматривались все законопроекты, а не только те, которые предлагает правящая партия. Чтобы законопроекты, которые вносит оппозиция, СРЗП, ЛДПР, КПРФ депутаты рассматривали также внимательно, как и законопроекты «Единой России». И не менее, самое главное, оперативно.
– Сам новый депутатский состав для тебя был ожидаем? И настолько он был, собственно, новым?– Никаких новостей и сюрпризов тут не было. Все, от кого ожидали, что они пройдут, прошли. Ничего нового я тут не вижу.
– Может быть, новостью была явка?– Явка у нас сегодня нормальная для нормально функционирующей системы. Особо высокой бывает явка на выборах в государствах, где политическая система и политическая ситуация не являются благоприятными. Именно там обычно явка зашкаливает. У нас же, я считаю, она вполне соответствует той системе, которая в нашем государстве существует.
– Но ведь явка на выборах-2021 в Нижегородской области оказалась практически в два с половиной раза выше, чем на выборах в Думу Нижнего Новгорода год назад. Это чем-то можно объяснить?– На выборах в городскую Думу голосовали только жители областного центра. На выборах Заксобрания региона голосовали жители всей области, в том числе сельских территорий. А селяне как правило голосуют более активно, чем горожане, жители центра региона. Это раз. Кроме того, одновременно в этом сентябре проходили выборы в Государственную Думу. Это два. Тут надо учитывать вот такие вещи.
Если бы выборы в Законодательное собрание проводились бы отдельно от выборов в ГосДуму, то у меня тоже были бы сомнения, что явка оказалась бы высокой. Народ считает, что от депутатов Государственной Думы зависит больше, чем от депутатов местного уровня, ЗСНО или нижегородской Думы.
– То есть ты разделяешь точку зрения, что на выборах в федеральные структуры и при избрании главы государства люди голосуют, как правило, более активно? Именно об этом часто говорят политологи.– В общем-то да. У нас вся система завязана на Москву, поэтому то, что происходит в столице более важно, более интересно, там решаются вопросы более серьезные, чем на месте.
Другое дело – хорошо это или плохо. Я бы сейчас в эту тему вдаваться не хотел. Это – большая проблема, то, что система у нас не совсем федеративная, хотя именно это записано в Конституции России, а более унитарная.
Но факт есть факт, такова наша реальность. Исходя из этой реальности люди больше интересуются теми, кто будет представлять нижегородский регион в столице.
– Веришь ли ты в чистоту, прозрачность выборов, в честность голосования, а прежде всего – подсчета голосов?– Ну, никаких особых нарушений я на выборах не видел. Ничего радикального не происходило. Говорят, что все голоса у нас подтасовны, но при этом ничего конкретного при этом предъявить не могут, поэтому эти рассуждения кажутся умозрительными, голословными.
Были, конечно, какие-то нарушения, но несущественные. В целом на результаты голосования они не повлияли.
– А что ты можешь сказать о таких нововведениях, как отмена видеонаблюдения, голосование в три дня, а не в один, а также дистанционное, электронное голосование? Они не могли сказаться на чистоте подсчета голосов?– Но так голосуют уже во всем мире. Хотя я лично считаю, что компьютерное, электронное голосование – это очень лукавая вещь. Потому что вот уж где можно вести какие-либо манипуляции, подтасовки и прочее, так это в электронном голосовании.
Лично я считаю, что голосование должно проходить при обязательной явке на избирательный участок. Это будет честнее. Да, может быть не очень удобно, зато это будет честнее. В этом смысле электронное голосование меня очень сильно смущает.
– В общем, пожелаем удачи нашим свежеизбранным депутатам.Записал Михаил Сидоров.
Печать