Фото с сайта: wikipedia.org
Мосгордума в среду одобрила в первом чтении проект городского закона о молодежной политике, призванный заменить действующий закон «О молодежи», принятый еще в 2009 году. Новый документ, как и прежний, определяет цели и базовые направления молодежной политики, поэтому в ходе обсуждения депутаты от оппозиции долго пытались понять, какие же конкретные новшества в нем есть. Впрочем, несмотря на критику, против документа в итоге был подан только один голос.
Автором нового законопроекта стал единоросс Кирилл Щитов, возглавляющий в Мосгордуме профильную комиссию по безопасности, спорту и молодежной политике. Работу над этим документом депутат анонсировал еще год назад, но сначала надо было дождаться окончательной версии аналогичного федерального закона, который Госдума приняла в конце декабря 2020 года. Его ключевая норма — повышение верхней возрастной планки молодежи с 30 до 35 лет. Также документ закрепляет такие понятия, как «молодежь», «молодая семья», «молодежная политика», «молодежные общественные объединения».
Московский законопроект содержит 27 статей, которые вводят ключевые понятия, регулируют общие правовые отношения в данной сфере, определяют «молодежные» полномочия правительства Москвы и местного самоуправления (последних значительно меньше). Документ также определяет базовые цели и принципы молодежной политики, основные направления поддержки молодежи и молодых семей в разных сферах, в том числе в жилищной и материальной. Правда, в части поддержки ничего принципиально нового проект не предлагает: «жилищная» статья лишь отсылает к отраслевому законодательству РФ и нормативным актам Москвы, а в статьях о материальной поддержке перечислены меры помощи молодым семьям, которые уже приняты и реализуются. А среди реальных новшеств документа — понятия добровольчества и волонтерства, а также упоминание школьных и студенческих спортивных лиг. Необходимость принятия нового закона господин Щитов объяснил тем, что старой версии уже 12 лет, а за это время поменялись подходы и принципы реализации молодежной политики, появились новые технологии, общественные институты и организации.
Обсуждение законопроекта сопровождалось критикой со стороны ряда оппозиционеров. Так, исключенный из фракции КПРФ Дмитрий Локтев сразу же поинтересовался, какие именно отличия появились в новом документе, и предложил Кириллу Щитову назвать три вещи, которые «прям вау, нововведения». Единоросс перечислил даже четыре:
- новый возраст молодежи от 14 до 35 лет,
- определение добровольческой деятельности,
- изъята статья о Московской федерации молодежи, которая так и не заработала,
- а в дополнение к субсидиям появились гранты.
Елена Шувалова, тоже исключенная из фракции КПРФ, попросила автора объяснить, что изменится в жизни общества как с принятием закона, так и если его вдруг не примут: «Вы говорите такие вещи, которые общеизвестные, и их и так должны делать органы государственной власти». Ответить единоросс затруднился, посоветовав коллегам изучить текст и самостоятельно это определить. «А я прочитала и ничего такого для себя не нашла, что бы не работало сейчас»,— не отступала госпожа Шувалова. «Вы не нашли, а я нашел»,— парировал господин Щитов.
Затем эстафету принял лидер фракции «Справедливая Россия» Магомет Яндиев, поинтересовавшийся, почему город должен «кормить здоровых 30–35-летних мужиков». Кирилл Щитов ответил, что город их и не кормит, но государство должно создать для них возможности развиваться, строить карьеру и обеспечивать семью.
«Молодежь менее крепко, менее прочно стоит на ногах, чем люди, которые имеют определенный жизненный и профессиональный опыт, и на старте надо помочь найти себя в жизни»,— пояснил единоросс.
Следующей выступила Дарья Беседина от «Яблока», тоже спросившая о новшествах обсуждаемого документа. «Мне третий раз, что ли, повторить? Трансляция есть, пересмотрите на YouTube мой ответ на вопрос депутата Локтева,— не сдержался Кирилл Щитов.— Депутаты — люди с хорошим образованием, сравнить два документа, прошлый и новый, не такая проблема для парламентариев».
Раскритиковал документ и лидер фракции «Яблоко» Максим Круглов. По его словам, законопроект формальный и даже имитационный и «по сути ничего не меняет», так как все перечисленные в нем меры поддержки и выплаты уже осуществляются.
Менее категоричен оказался лидер фракции КПРФ Николай Зубрилин, который нашел ряд положений, делающих документ достойным принятия в первом чтении, например, о медицинском обслуживании, о профилактике преступности и наркомании среди молодежи. Однако, по мнению коммуниста, надо не делать упор на профилактику пороков, а «полностью их изжить».
Коллеги по «Единой России» автора законопроекта поддерживали. Татьяна Батышева «от всей души» поблагодарила разработчиков документа: «Ваш фокус внимания всегда сохранялся на реальных молодых москвичах, их потребностях и вызовах нашего современного общества». Лариса Картавцева отметила, что, как мать троих детей, которых можно отнести к категории «активной современной молодежи», убеждена в пользе обсуждаемого проекта закона, который «будет способствовать полноценной самореализации» молодых москвичей.
Новый депутат Мосгордумы от «Единой России» Елена Кац также сосредоточилась на плюсах документа, который, по ее словам, подразумевает и помощь молодым ученым, и стипендии, пособия и другие поощрения разным организациям, и помощь в трудоустройстве молодежи. А спикер Мосгордумы Алексей Шапошников напомнил, что после внесения поправок в Конституцию в ней появилось понятие «молодежная политика», поэтому и законодательная база должна соответствовать обновленной редакции Основного закона страны.
Несмотря на споры и критику, против принятия документа в первом чтении проголосовала лишь Елена Шувалова. «Яблочники» Дарья Беседина и Владимир Рыжков воздержались, а остальные присутствовавшие депутаты проект нового закона о молодежи в Москве поддержали. На разработку поправок ко второму чтению отведено две недели.
Печать