Фото с сайта: depositphotos.com
Кандидаты правящей партии победили во втором туре муниципальных выборов в Грузии во всех городах, кроме одного.
Где победила «мечта»Кандидаты в мэры от правящей партии «Грузинская мечта — демократическая Грузия» победили во втором туре муниципальных выборов в 19 из 20 городов. В основном им противостояли представители крупнейшей оппозиционной силы «Единое национальное движение» (ЕНД). К утру воскресенья грузинская ЦИК обработала данные протоколов 99,87% участков в Тбилиси и 100% участков в других городах.
Действующий мэр Тбилиси, бывший защитник «Милана» Каха Каладзе набирает 55,6% голосов, это будет его второй срок на посту мэра. Конкурент Каладзе председатель ЕНД Ника Мелия — 44,4%. В Рустави, Кутаиси, Поти и Батуми, крупнейших после столицы городах, также победили кандидаты от «Грузинской мечты». Единственный город, где победил представитель ЕНД, — Цаленджиха с населением менее 25 тыс. человек. Георгий Харчилава набрал там 51,1%; Гога Гулордава от правящей партии отстал от него на 314 голосов. Всего по стране проголосовали более 1 млн человек, или почти половина избирателей.
Голосование прошло относительно спокойно, не считая нескольких инцидентов: так, например, Нику Мелию на одном из столичных участков неизвестный ударил по голове. Международные наблюдатели от ОБСЕ должны представить свои заключения по поводу второго тура выборов в Грузии в воскресенье.
Какой вывод сделали власти и оппозицияГрузия больше года находится в политическом кризисе. Результаты прошлогодних выборов в парламент не признала ни одна оппозиционная партия, а избранные депутаты бойкотируют заседания. Чтобы найти выход из политического тупика, в ситуацию пришлось вмешаться главе Европейского совета Шарлю Мишелю. В апреле правящая «Грузинская мечта» и оппозиция достигли соглашения, по которому партия власти, если на местных выборах наберет менее 43% голосов, пообещала переизбрать парламент в 2022 году.
«Следующие выборы в Грузии пройдут в 2024 году», — отрезал после того, как стали известны результаты второго тура, председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе. «Они [оппозиция] объявили нам так называемый референдум, в котором мы победили и получили 47%, потом второй тур так называемого референдума, в котором мы получили намного больше, наверное 55%. Они проиграли все как в первом, так и во втором туре референдума», — сказал он. «Грузинская мечта» начала праздновать победу уже через минуту после закрытия участков — у штаба партии в центре города заранее соорудили сцену, там собрались несколько сотен ее сторонников.
Оппозиция итоги голосования не признала. «Наша борьба будет бескомпромиссной», — пообещал он до этого, добавив, что «выборы в Грузии потеряли всякий смысл».
Как сработал фактор СаакашвилиНа стороне «Грузинской мечты» админресурс, были сообщения о фальсификациях, хотя нельзя сказать, как сильно они повлияли на итог голосования, ЕНД не удалось мобилизовать нейтральный электорат — цифры явки это показывают, перечисляет факторы проигрыша партии экс-президента грузинский политолог Торнике Шарашенидзе. Возвращение Михаила Саакашвили не помогло ЕНД победить на выборах, да и власти все равно этого бы не допустили, но от экс-президента по-прежнему многое зависит, уверен политолог Гела Васадзе. Если бы экс-президент не приехал, ЕНД бы просто готовилось к парламентским выборам 2024 года, но он «перевернул стол», продолжает эксперт. При этом, по его словам, не все, кто выступает против «Грузинской мечты», хотели бы видеть возвращение Саакашвили во власть. Число реальных «фанатов президента» он оценивает в 10% населения. Сам Саакашвили уже заявил из заключения, что не желает никакой должности и хочет лишь служить Грузии.
Как могут развиваться событияРезультаты этих выборов сами по себе не столь важны, считает политолог Васадзе. Было понятно, что одна из сторон их все равно не признала бы: еще в разгар голосования и Каладзе, и Мелия объявляли о своей победе в Тбилиси. Но несмотря на практически полную победу, вполне вероятно, что «Грузинской мечте» в конце концов придется поделиться властью, потому что к партии накопилось уже достаточно претензий, полагает эксперт. «Такой сценарий сейчас на столе. И он был гораздо менее вероятным еще месяц назад, до возвращения Саакашвили, — говорит он. — Если с ним, не дай бог, что-то случится, последствия могут быть очень непредсказуемыми».
Сторонники и адвокаты Саакашвили требуют перевода экс-президента в гражданскую клинику, но власти отказываются, поскольку считают, что это может спровоцировать беспорядки. «По внешнему виду это уже не тот Миша. Но он крепко стоит на том, чтобы продолжать голодовку, и боевой дух не теряет», — сказал РБК один из адвокатов экс-президента Бека Басилая, который посещал его 29 октября. Кроме того, говорит адвокат, защита беспокоится за жизнь Саакашвили, так как тот сидит в тюрьме «с сотнями уголовников», многие из которых были осуждены во время его правления и могут захотеть отомстить экс-президенту.
Правящая партия не воспринимает всерьез голодовку политика. «Вся тюрьма смеется над тем, что Саакашвили пьет в день три литра лимонада», — заявил в день голосования председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе. До этого премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили, комментируя голодовку экс-президента, сказал, что по закону у человека есть право на самоубийство. Он также исключил досрочное освобождение или помилование Саакашвили.
Бывший министр правительства Саакашвили, член его партии и бывшая глава Нацполиции Украины Хатия Деканоидзе уверена, что «Грузинская мечта» не выдержит давления, которое на нее оказывают внутри страны и международные партнеры и будет вынуждена освободить экс-президента. Движение же настроено играть вдолгую, «это не спринт, это марафон», говорит политик, проигравшая в субботу во втором туре выборов мэра Кутаиси. План ЕНД, по ее словам, заключается в том, чтобы добиться от властей проведения досрочных выборов в парламент и создания коалиционного правительства.
Политолог Васадзе считает, что у населения накопились претензии к «Грузинской мечте», но главная из них — партия нарушила политическую традицию не оставаться у власти дольше двух сроков. Сейчас в обществе запрос не на возвращение 2004 года, а на демократию, которая подразумевает и разделение властей, продолжает эксперт. «Должна быть оппозиция, которая участвует в политическом процессе, а не является врагом правящей партии, именно врагами «Грузинская мечта» объявила всех оппонентов», — отмечает он.
Печать