Россия и Народные республики Донбасса сделали еще один шаг по интеграции в единое экономическое пространство. Теперь в РФ появятся товары с надписью «сделано в ЛНР» или «сделано в ДНР». Но насколько это правильно, насколько соответствует Минским соглашениям, которые Москва рассматривает чуть ли не как сакральные?
Спасение потенциала
Президент России Владимир Путин подписал указ об оказании гуманитарной поддержки населению Луганской и Донецкой народных республик. «В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, оказания гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины и недопущения дальнейшего снижения уровня жизни в условиях продолжающейся экономической блокады и ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» было принято решение упростить доступ товаров, произведенных на территории Народных республик, на российский рынок. Теперь они на равных условиях с российскими могут участвовать в системе госзакупок. Российские власти в кратчайший срок признают действительными местные сертификаты о происхождении данных товаров (то есть клеймо «сделано в ДНР»), а также снимут любые иные ограничения на экспортные операции.
На Донбассе этот указ был принят с воодушевлением. «В условиях экономической блокады организованной Украиной и ее пособниками, этот шаг трудно переоценить, - заявил спецспредставитель ЛНР в трехсторонней контактной группе Родион Мирошник. - Я верю, что он вдохнёт жизнь в наши экономические процессы и предприятия Донбасса смогут работать на равных с российскими предприятиями». По факту наравне они, конечно, работать не смогут – слишком разные логистические условия, капитализация и т.п., - однако конкурентоспособность их действительно повышается. Более того, экономическая интеграция с Россией «как минимум… позволит нам спасти тот экономический потенциал, который выстоял в ходе войны и длительной экономической блокады и изоляции», - добавляет Родион Мирошник.
«Трудно умалить важность этого указа для Республик Донбасса во время экономической блокады! Это поможет нашим предприятиям расширить рынки сбыта, развивать производство, увеличивать количество рабочих мест», - заявил глава ДНР Денис Пушилин. А его визави из ЛНР Леонид Пасечник заявил, что теперь ждет «ожесточённого визга и криков из Киева, что Россия украла Донбасс, точнее вытаскивает его из экономической удавки любезно наброшенной Киевом нам на шею».
Собственно, ждать долго не пришлось. «Создается возможность для дальнейшей не ползучей, а взрывной интеграции. Это уже реально как пылесосом затягивается экономика оккупированных территорий в Россию. Теперь скажите мне, что еще остается украинского на оккупированных территориях? Там российская валюта, российские учебники, российское оружие, российские паспорта, российские военные. И теперь полное пространство экономики с Россией», - возмущается бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Не упоминающий, правда, почему там все сейчас российское. Ровно потому, что Киев сам отказался от попыток реинтеграции ЛНР и ДНР, ввел режим экономической блокады, угрожает Донецку с Луганском войной – и тем самым фактически благословляет Народные Республики на сначала ползучую, а в теперь уже и «взрывную» интеграцию с РФ.
И духу, и букве
В Киеве уверяют, что это незаконно. «Демарш этот осуществляется по идейному замыслу в рамках очередного этапа гибридной войны. Это действие, прямо нарушающее минские и нормандские соглашения, где прописано, что стороны удерживаются от шагов экономических и политических, которые способствуют дальнейшему разрыву оккупированных территорий с Украиной. Рублевую зону они ввели в сентябре 2015 года, провели выборы в российскую Госдуму, теперь следующий шаг — интеграция на товарном рынке», - говорит советник украинского президента Владимира Зеленского Алексей Арестович. «Мы ожидаем (от Франции и Германии – прим. ред.) осуждения этого указа, потому что он явно противоречит букве и духу Минских договоренностей», - вторит ему министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
В Москве подобные заявления восприняли с юмором. «На воре и шапка горит: именно киевский режим напринимал противоречащих Минским договорённостям законов, неоднократно ставил под сомнение актуальность Комплекса мер, а также не выполнил ничего из того, что должен был как по самому документу, так и по тем решениям, которые вырабатывались в дальнейшем в рамках “Нормандского формата”», - заявила представитель российского МИД Мария Захарова. И действительно, Киев нарушил целый сонм положений Минска. Не прекратил обстрелы, ввел экономическое эмбарго, отказался от принципа всеобщей амнистии, не изменил Конституцию для предоставления ЛНР и ДНР особых прав, а также отказывался и отказывается от прямых переговоров с представителями Народных республик. С этой точки зрения аргумент Арестовича о том, что действия Москвы способствуют «дальнейшему разрыву оккупированных территорий с Украиной» выглядит достаточно странно – ведь, как говорилось в Игре Престолов, «то, что мертво, умереть не может». Нельзя разрывать то, что уже давно и, по всей видимости, безвозвратно разорвано.
Более того, действия России как раз соответствуют и духу, и букве Минских соглашений. Дух Минских соглашений в том, чтобы прекратить страдания людей, оказавшихся в эпицентре украинской гражданской войны. Москва их и прекращает. Что же касается буквы Минских соглашений, то в принятом Украиной Законе «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» должно быть прописано «содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации». То есть, проще говоря, право ДНР и ЛНР заключать соглашения с РФ в экономической плоскости. Так что Москва и Донецк с Луганском заочно выполняют данный пункт Минских соглашений. «Это как раз вот речь о трансграничном сотрудничестве. Все в рамках этого. То, что Украина не выполняет… взятые на себя обязательства - это теперь проблема Украины», - заявил Денис Пушилин.
Что на очереди?
Конечно, в Киеве уверяют, что это проблема не Украины, а всего «цивилизованного мира». «Документ является ничем иным как издевательством. Пощечиной в лицо всех тех, кто искренне искал мирного урегулирования. Вызовом для Украины и всего коллективного Запада», - говорит бывший и, как он сам сильно надеется, возможно будущий президент Украины Петр Порошенко. Не поясняющий, каким образом поиск мирного урегулирования сочетается со срывом Минских соглашений Украиной, а также игнорированием этого срыва коллективным Западом. «Россия проверяет реакцию и нашу, и Запада на пошаговое продвижение к их цели, к их большому плану. Большой план, я думаю, заключается в том, чтобы максимально дестабилизировать гибридными способами ситуацию в самом НАТО и ЕС, точка входа — Польша-Прибалтика, и одновременно атаковать Украину. Там уже гибридно-военный вариант, они будут смотреть по реакции готовности нашей и Запада к отражению угроз», - заявил Алексей Арестович.
Великий геополитик не пояснил, каким образом укрепление экономических связей между ЛНР и ДНР ударит по польско-прибалтийским делам – не говоря уже о дестабилизации НАТО (никакого отношения к Донбассу не имеющего и никаких гарантий Украине не дававшего). Если уж говорить о каком-то большом плане, то он в том, чтобы улучшить социально-экономическое положение ЛНР и ДНР. А также поднять уровень жизни граждан этих республик, более полумиллиона которых по совместимости являются гражданами Российской Федерации. Напоминаем, что важнейшей задачей президента России является забота о гражданах страны. В том числе, кстати, и обеспечение их безопасности. Украине стоит помнить об этом, когда она в следующий раз будет обстреливать города Донбасса. «Где гуманитарная, там и иная поддержка может быть оказана», - напомнил бывший председатель Совета министров ЛНР Марат Баширов. Ведь Владимир Путин может с легкостью подписать еще один указ, касательно другого аспекта интеграции ЛНР и ДНР с Россией.
Печать