Депутат Думы Владивостока Максим Шинкаренко направил запрос главе администрации Владивостока Константину Шестакову с просьбой демонтировать памятник писателю Александру Солженицыну с Корабельной набережной Владивостока. Это его первый запрос с момента назначения в городской орган местного самоуправления.
Памятник Александру Солженицыну был установлен 2 сентября 2015 года на средства Владивостокского морского рыбного порта на Корабельной набережной. И Максим Шинкаренко, не имея на тот момент депутатской корочки, будучи городским активистом, выступил с акцией против постановки монумента: повесил на бронзового писателя табличку «Иуда». Коммунист подчёркивал, что установка памятника «антисоветчику и русофобу» вызвала негодование горожан.
Спустя шесть лет этот вопрос для Шинкаренко, по всей видимости, остался довольно чувствительным и принципиальным. Первый же свой депутатский запрос он посвятил памятнику Солженицына.
«Личность А. И. Солженицына и его роль в истории нашего государства сложно считать однозначной. В ходе своего выступления 9 июля 1975 года Солженицын публично призвал США наращивать ядерный потенциал для превентивного удара по СССР, вне всякого сомнения в случае такого удара город Владивосток был бы одной из первоочередных целей. Можно понять мотивы одного преступника (9 апреля 2019 года Пушкарёв И. С. был осуждён по ряду статей УК РФ) по установке мемориала другому преступнику (Солженицын А. И. осуждён по статье 58 УК РСФСР). Однако вместе с желаниями отдельных людей, пусть даже и высокого ранга, стоит учитывать мнение жителей Владивостока», – пишет в своём запросе Шинкаренко.
Далее, по тексту документа, депутат напоминает о результатах опроса в материале Новостей VL.ru от 2015 года, когда 86,7% пользователей посчитали, что памятник Солженицыну на Корабельной набережной не нужен.
В заключение Шинкаренко просит рассмотреть вопрос демонтажа монумента и указывает, что в случае недостатка средств в бюджете готов сделать это за свой счёт.
В социальных сетях представители общественности отреагировали на инициативу неоднозначно: критически оценил предложение Шинкаренко глава DNS Дмитрий Алексеев, юрист Павел Солеваров, некоторые коллеги по партии. Высказался даже бывший и. о. мэра Владивостока Константин Межонов.
«Как бы то ни было – это уже история. В том числе памятники. И не стоит с ними воевать. История нашей страны очень разная. Памятников Ленину – по всей стране [установлено много]... Сталин – на Красной площади. И что? Все снести? Пример с Пушкарёвым – очень неудачный. Считаю, что здесь правосудием не пахнет. Или вы считаете (на примере Самсонова и других), что всё хорошо? В городе масса проблем. Займитесь делом...» – посоветовал Межонов.
В беседе с корреспондентом VL.ru депутат пояснил, что в первую очередь он против установки чего бы то ни было без учёта мнения людей и предлагает провести новый опрос по поводу фигуры Солженицына на владивостокской земле. Хоть Шинкаренко и сомневается в том, что за шесть лет мнение горожан о памятнике могло существенно измениться.
«Этот памятник – единоличное решение одного человека. А мнение жителей другое и довольно однозначное – они против памятника. Это не моя личная прихоть. И здесь я как раз представляю интересы всех жителей города. Там ему не место (Солженицын стоит рядом с главными владивостокскими символами победы СССР в Великой Отечественной войне – подводной лодкой С-56, Вечным огнём и сторожевым кораблём «Красный вымпел». – Прим. VL.ru). Если жители посчитают, что памятник может быть в другой локации, – давайте его перенесём. Всё-таки Корабельная набережная – это публичное пространство, там люди гуляют. Это ведь не закрытая частная территория какого-то предприятия. Так что должны решать горожане», – считает Шинкаренко.
Отметим, маловероятно, что у администрации города есть полномочия для демонтажа памятника. Согласно официальному комментарию городских властей от 2015 года, лишь для установки малых архитектурных форм на территориях общего пользования требуется согласование с органами местного самоуправления. Но, если скульптура установлена на частной территории, как в случае с Солженицыным, процедура согласования не требуется.
Печать