Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству в понедельник рассмотрел поправки ко второму чтению законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Документ вызвал бурную дискуссию: депутаты от Татарстана настаивали на праве называть главу своего региона президентом, коммунисты предлагали запретить губернаторам владеть недвижимостью за рубежом, а сенатор Людмила Нарусова обвинила главу комитета и соавтора законопроекта Павла Крашенинникова в «двойных стандартах». Но вернуть отвергнутые комитетом поправки так и не удалось.
Поправки, рекомендованные профильным комитетом к принятию, споров не вызвали. Среди них — подробное перечисление полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения, участие Госсовета в согласовании расширения таких полномочий, возвращение 30-дневного срока подачи регионами отзывов на законопроекты совместного ведения (с возможностью его сокращения до 15 дней в случаях, установленных регламентом Госдумы).
Дискуссия развернулась вокруг одной из наиболее резонансных норм — о наименовании руководителя региона. Согласно документу, он может назваться только «главой субъекта РФ», хотя «с учетом исторических, национальных и иных традиций» допускается «дополнительное наименование» (например, губернатор, но не президент). Напомним, против этой нормы резко выступил Госсовет Татарстана — единственного субъекта РФ, чей глава до сих пор называется президентом. А шесть единороссов, представляющих республику в Госдуме, проголосовали против принятия законопроекта в первом чтении.
Единоросс Ильдар Гильмутдинов не был в их числе, но именно он на заседании комитета предложил оставить регионам право называть своих руководителей так, как они сочтут нужным.
Депутат высказал мнение, что «редакция, которая была принята в первом чтении, в принципе нарушает Конституцию», в частности ч. 1 ст. 77, которая гласит, что система органов госвласти республик устанавливается субъектами РФ самостоятельно. Господин Гильмутдинов напомнил, что должность президента Татарстана была учреждена в 1991 году, а в 1992 году была принята конституция республики и за нее голосовал «многомилионный народ Татарстана». Он также отметил, что должность президента «имеет определенный статус, общественно-политическое значение, в том числе во внешнем взаимодействии с большим исламским миром». «Эта норма у нас не новелла, она возникла еще в 2010 году, и основная часть субъектов ее выполняет. В Российской Федерации президент должен быть один»,— возразил глава комитета Павел Крашенинников.
Вдова первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака сенатор Людмила Нарусова предложила переименовать всех глав городов федерального значения в мэров, потому что налицо явное противоречие: «Мэр в Москве — губернатор без губернии в Санкт-Петербурге». «В 1996 году это был акт волюнтаризма со стороны президента Ельцина: тогда было решено под выборы 1996 года объединить Санкт-Петербург и Ленобласть, под это и вводилась должность губернатора — на будущее,— рассказала госпожа Нарусова.— Само по себе это нелепо звучит, но установилось. Я предлагаю исправить это в свете несостоявшегося решения об объединении и вернуть наименование главы города федерального значения Санкт-Петербурга — мэр». Господин Крашенинников невозмутимо ответил, что этот вопрос должны решать граждане города. «Как вы, Павел Владимирович, лавируете, как избирательно трактуете нормы. Мы будем решать, как будет называться глава Татарстана, а все остальные — сами решайте. Это не только нарушение логики, но и двойные стандарты!» — возмутилась сенатор.
Коммунисты внесли свою традиционную поправку о запрете губернаторам иметь недвижимость за рубежом.
«Мы это обсуждали при принятии Конституции, впервые этот вопрос обсуждался еще в феврале 2020 года,— напомнил Павел Крашенинников.— И тогда мы говорили, что у нас есть много депутатов и должностных лиц, у которых недвижимость не в Великобритании, а на территории стран СНГ». В ответ член комитета Анжелика Глазкова (КПРФ) предложила ввести этот запрет, сделав исключение для стран СНГ, но господин Крашенинников и тут нашелся: «Нас обвинят в том, что мы делим страны».
Коммунист Алексей Куринный предлагал сохранить имеющийся в действующем законе о системе региональной власти запрет для губернаторов занимать эту должность более двух сроков подряд (отсутствие этой нормы стало одним из самых заметных нововведений законопроекта о публичной власти). «Мы считаем, что это должно решаться в конкретном субъекте»,— парировал господин Крашенинников. Депутат Глазкова предложила установить зарплату губернатора на уровне, не превышающем среднюю зарплату по региону. «Это красивая норма, не хочется говорить слово "популизм"»,— среагировал господин Крашенинников, забраковав и эту поправку. Кстати, еще один член КПРФ, первый зампред комитета по госстроительству Юрий Синельщиков при голосовании за эту поправку воздержался, отметив, что «ограничивать нужно, но не так круто».
Также коммунисты предлагали принять поправку об отмене муниципального фильтра на губернаторских выборах и закрепить конкретные основания для снятия главы региона с должности президентом в связи с утратой доверия (в действующем законе они есть), но эти поправки тоже не были одобрены комитетом.
Зато его члены поддержали поправку ЛДПР о введении заградительного перечня полномочий, которые субъекты РФ не могут передать на местный уровень.
Другая поправка либерал-демократов, тоже одобренная комитетом, гласит, что принимаемые по предметам совместного ведения федеральные законы не должны содержать положений, касающихся объема и порядка осуществления расходов из бюджетов субъектов, за исключением ряда ключевых трат.
Рассмотреть законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» во втором чтении Госдума планирует 9 декабря.
Печать