Фото с сайта: wikipedia.org
В Мосгордуме (МГД) весь 2021 год продолжали действовать коронавирусные ограничения, введенные еще весной 2020-го,— речь в том числе о запрете на проведение очных круглых столов и прием жителей в здании думы. Некоторые депутаты стали чаще встречаться с избирателями на улице и в соцсетях, но формат круглых столов, по их мнению, заменить нечем. Другие парламентарии, напротив, проблем в сокращении общения с жителями из-за коронавируса не видят и наращивают свое присутствие онлайн. Эксперт считает, что ограничения в работе МГД выглядят не вполне оправданными, но для депутатов ситуация, по его мнению, пока не критичная.
Депутат Мосгордумы от «Яблока» Сергей Митрохин рассказал “Ъ”, что свой круглый стол в стенах столичного парламента последний раз проводил два года назад, когда решалась судьба сносимого киноцентра «Соловей» на Красной Пресне. Встречи с жителями на фоне действующих в МГД ограничений он проводит на улице. Последняя из них — 16 декабря у станции метро «Спортивная» — была посвящена реформе общественного транспорта в Москве и закончилась задержанием депутата. По словам господина Митрохина, самой встрече правоохранительные органы не препятствовали, но затем «забрали его в кутузку» за нарушение общественного порядка.
Также, по словам Сергея Митрохина, парламентариям стало сложнее добиться встречи с главами районных управ:
«Я часто решаю вопросы в своем районе таким образом, что вместе с людьми прихожу к главе управы. Но теперь, если мы попытаемся так сделать, нас сто процентов ждет отказ во встрече, потому что ковид».
Политик намерен продолжать свои уличные встречи с избирателями: «Если следовать сейчас всем нормам законов, то депутатская работа превратится в кабинетное написание обращений, но я так не могу работать».
Напомним, ограничения по количеству мероприятий в стенах МГД были введены еще 19 марта 2020 года. После этого в здании проходили только пленарные заседания и заседания профильных комиссий. Позднее и пленарки были переведены в дистанционный формат, который используется до сих пор и регулярно подвергается критике со стороны оппозиционных депутатов. Также с 19 марта 2020 года в МГД ограничили число посетителей, которых они могут провести в здание, и рекомендовали проводить встречи с жителями дистанционно или на территории избирательных округов.
Во фракции «Единой России» в МГД не видят в действующих ограничениях проблем для общения с избирателями.
«Мы продолжаем вести приемы в безопасном дистанционном формате. В 2021 году принято 562 человека»,— рассказал “Ъ” спикер МГД Алексей Шапошников. По его словам, единороссы стали проводить прямые линии в соцсетях, в том числе раз в квартал стримы в Facebook с жителями округа, где люди задают вопросы и получают ответы, в том числе от глав управ и заместителей префекта. «Встречи с жителями моего избирательного округа не отменены,— сообщил господин Шапошников.— Они проходят с соблюдением всех противоэпидемиологических требований. Встречаемся и с инвалидами, и с многодетными семьями, и с ветеранами, когда им не предписана самоизоляция. Каждую неделю выезжаем в округ. Общение с москвичами не прекращается ни на минуту».
Проблем не видит и депутат от «Моей Москвы» Валерий Головченко, который часто проводит круглые столы в онлайне: «Избиратель депутата видит издалека. Мой телефон в свободном доступе, соцсети я смотрю регулярно, приемы с соблюдением всех мер также проводятся на постоянной основе». Депутат в целом доволен дистанционным форматом — по его словам, чиновники охотнее подключаются к обсуждению по видеосвязи. «Но, с другой стороны, я лишний раз наглядно показываю необходимость иметь удобный и современный конференц-зал в поселениях Новой Москвы с устойчивой связью, качественным звуком и светом»,— отмечает господин Головченко.
Представители двух оппозиционных фракций МГД скорее солидарны с «яблочником» Митрохиным. «Мы не можем пригласить в Мосгордуму экспертов, разобрать с ними проблемы, потому что установлены ограничения на вход,— рассказала “Ъ” депутат от КПРФ Екатерина Енгалычева.— Вместо круглых столов мы все больше записываем видеоролики, размещаем их в социальных сетях». С жителями депутат вынуждена встречаться в районной приемной, а иногда и «в кафешках». «Мы выкручиваемся, но это не совсем нормально»,— отметила госпожа Енгалычева. Михаил Тимонов (СР) уверен, что ограничения в московском парламенте помогают руководству МГД поддерживать видимость лояльности думы, несмотря на значительную долю оппозиционных фракций (они контролируют в общей сложности 19 из 45 мест).
«Запрет на круглые столы — это тоже ограничение активности оппозиционных депутатов. Круглые столы заменить невозможно. Иногда удается организовать онлайн-конференции, но это не может сравниться с масштабом формата круглого стола»,— сетует господин Тимонов.
По мнению политолога
Константина Калачева, МГД действительно перестала быть местом для дискуссий, а ограничения в МГД выглядят неоправданно затянутыми: «Естественно, это влияет на работу депутатов, качество их общения с избирателями, на возможности предметного и конструктивного диалога». Впрочем, господин Калачев отмечает, что ситуация для депутатов «хоть и странная, но не критичная»: «Во всяком случае, по отчету мэра все прошло вполне демократично».
Печать