Фото с сайта: pixabay.com
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил об отставке правительства страны во главе с премьером Аскаром Маминым. Именно на его кабинет, и особенно на Министерство энергетики, глава государства возложил ответственность за «допущение протестной ситуации», в связи с которой накануне вечером в стране было введено чрезвычайное положение. После того, как первое требование митингующих — возвращение прежней цены на сжиженный газ, было удовлетворено, тут же были озвучены новые, касающиеся отстранения правительства и главы Совбеза первого президента страны Нурсултана Назарбаева. Центр протестов сместился с нефтедобывающего запада Казахстана в Алматы — своеобразную столицу оппозиционных настроений. Ночные столкновения с полицией там оказались наиболее жесткими.
Утром в среду, 5 января, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил, что принял отставку правительства во главе с Аскаром Маминым. Врио главы кабинета министров станет вице-премьер Алихан Смаилов. Министры тоже будут продолжать работу до утверждения нового кабинета.
Работой правительства оказались недовольны одновременно и протестующие, вышедшие на улицы казахских городов в первые дни нового года, и сам господин Токаев — за то, что кабинет министров «допустил протестную ситуацию».
Толчком к протестам, напомним, стало решение о двукратном повышении стоимости сжиженного газа, которое вступило в силу в новогоднюю ночь. Учитывая, что большая часть жителей западного Казахстана заправляет автомобили именно им, там эта мера вызвала наибольшее возмущение. Сначала, 2 января, протесты начались на нефтедобывающем западе страны — в столице Мангистауской области Актау и печально известном Жанаозене, где в 2010 году прошли забастовки нефтяников, при разгоне которых погибли люди. Достаточно быстро ситуация нашла отклик и в других городах Казахстана — Караганде, Нур-Султане и особенно Алматы, где оппозиционные настроения традиционно сильны.
«Говоря о складывающейся непростой общественно-политической и социально-экономической обстановке в стране, Касым-Жомарт Токаев отметил, что особая вина за допущение протестной ситуации в связи с повышением цен на сжиженный газ лежит на правительстве, в частности на министерстве энергетики, а также компаниях "Казмунайгаз" и "Казакгаз"»,— говорится в заявлении пресс-службы президента Казахстана, выпущенном в среду. Там же указывается, что «политическое, социальное и экономическое устройство государства останется неизменным», в то время как главной целью нового правительства страны станет борьба с инфляцией.
При этом ряд неотложных мер президент Токаев принял сразу же. Он установил государственное регулирование цен на социально-значимые товары (правда, решения на этот счет будут приниматься региональными органами власти «исходя из социально-экономической ситуации в конкретном регионе») и поручил рассмотреть вопрос о временной заморозке тарифов ЖКХ. Что же касается топлива, то цены на сжиженный газ, а также бензин и дизель тоже будут под контролем государства в течение ближайших шести месяцев. Между тем, генпрокуратура Казахстана получила распоряжение «провести расследование на предмет ценового сговора и иных антиконкурентных действий». Судя по сообщению государственного телеканала «Казахстан», силовики уже приступили к действиям — в Жанаозене задержаны директор «Казахского газоперерабатывающего завода» Накберген Тулепов и глава центра электронных торгов по сжиженному газу (имя не называется).
Правда, судя по всему, цены на газ были лишь толчком к протестам, которые быстро приобрели политическое звучание.
В частности, протестующие скандировали: «Старик, уходи».
Эти слова были обращены к первому президенту страны Нурсултану Назарбаеву, который, оставив пост, перешел на должность председателя Совета безопасности Казахстана, тем самым сохранив за собой целый ряд ключевых полномочий.
Более того, вспышка уличной активности произошла уже после того, как правительство объявило о возвращении цен на прежний уровень. Это случилось днем 4 января, а уже вечером на улицах Алматы можно было видеть полноценные столкновения протестующих с полицией. В целом, как заявили в МВД Казахстана, в ходе акций, прошедших в ряде регионов страны во вторник вечером и в ночь на среду, пострадало 95 силовиков и было повреждено 37 машин. «За нарушения общественного порядка задержаны более 200 человек. По 13 фактам применения насилия в отношении представителей власти, хулиганства, нападения на здания государственных органов начаты досудебные расследования»,— добавили в ведомстве. Хотя даже в Алматы протестующих было всего несколько тысяч, ночью им удалось ворваться в здание акимата (городской администрации). То же самое произошло и в двух других южных городах — Шымкенте и Таразе.
В среду появилась новая информация о протестах. Согласно распространяемым в соцсетях видео, около семи утра в Алматы звучали взрывы — предположительно, от светошумовых гранат. Центр города был оцеплен нацгвардией, туда направлялись колонны протестующих. Однако не всегда полиция действует жестко. На одном из видео, которое распространилось в Telegram-каналах, видно, как протестующие и полицейские вместе передвигаются по городу на пикапе, предназначенном для разгона акций.
Согласно указу президента Токаева, в Алматинской и Мангистауской областях, где и начались протесты, было введено чрезвычайное положение. Речь идет о комендантском часе с 23.00 до 7.00, ограничении на въезд в город, запрете массовых мероприятий и назначении начальника местной полиции комендантом. Такой режим установлен до 19 января. Отметим, что со вчерашнего вечера, когда в Алматы и других городах проходили акции, в стране наблюдаются серьезные перебои со связью. Мобильный интернет не работает совсем, а у проводных операторов установлены блокировки на соцсети и мессенджеры.
«Я предполагаю, что глубинных причин возникшей ситуации очень много,— заявил ''Ъ'' директор казахского центра прикладных исследований ''Талап'' Рахим Ошакбаев.— Но в основе лежит очень высокая неудовлетворенность людей социально-экономическим положением, бесконтрольной инфляцией, очень неэффективной и неумелой политикой, которую проводило правительство. Инфляция потребительской корзины по нашей оценке имеет двузначное значение, курс тенге волатилен и постоянно девальвируется, тяжелая ситуация с закредитованностью населения, мы полагаем, что около 2 млн человек (население Казахстана около 18,75 млн человек — прим. ''Ъ'') находятся на просрочке (по кредитам — прим. ''Ъ'') свыше 90 дней. На эти проблемы обращали достаточно давно, но, к сожалению, все оставалось без ответа».
При этом запросы общества, по словам эксперта, действительно шире вопроса о цене на сжиженный газ. «Часть населения ожидает серьезного если не сказать полного обновления политической элиты, но осуществить это будет достаточно сложно,— признал господин Ошакбаев.— Новое правительство должно сформулировать какие то внятные подходы к тому, как они будут справляться с ситуацией. Сейчас заморожены цены — это не рыночное, но необходимое, наверное, в текущей ситуации решение. У нас самые низкие в регионе цены на газ, электричество, бензин и это являлось и является частью общественного договора в Казахстане. Когда его неожиданно власть разрывает — это приводит к таким последствиям. Сейчас надо искать новый общественный договор, есть запрос на политические реформы, их темп не удовлетворяет текущим запросам. И кстати оказалось, что, несмотря на все усилия по созданию ''слышащего'' государства, в стране нет эффективных площадок для получения реальной действенной обратной связи».
Печать