Тюмень могла бы взять шефство над механизмами и инструментами, которые необходимы Казахстану для рывка в сообщество индустриальных стран. Об этом накануне заявила директор «Тюменского бройлера» и депутат облдумы от «Единой России» Оксана Величко. По ее мнению, Казахстан стал «неиндустриализованной» страной с сырьевой моделью экономики.
«…Реально модернизировать промышленность и экономику Казахстана. И тут у Тюмени может быть уникальная роль. Мы близко географически. Тюмень могла бы взять шефство над механизмами и инструментами, которые необходимы Казахстану для рывка в сообщество индустриальных стран. Тюменская область уже много лет ведет свою экономику по этому пути и имеет определенный опыт. В нашем регионе много положительных примеров. Теперь мы не просто продаем нефть и газ, а, к примеру, благодаря таким гигантам, как „Сибур“ — продукты высокотехнологической переработки», — написала Величко в своем аккаунте в Instagram.
Величко называет казахов «по-настоящему братским народом» с общими ценностями и историей, соседями и одновременно считает «тревожным» такое соседство «с точки зрения государственной безопасности». Опасения ее связаны с тем, что Казахстан, по ее мнению, «неиндустриализированная страна, которая до безобразия „сырьевая“».
Казахстан, по ее мнению, «принял сырьевую модель экономики и, как следствие, это обрушило огромное количество социальных лестниц». «Одна из глобальных причин произошедших событий — „деиндустриализация“ Казахстана, в результате которой возникла масса людей с туманными жизненными перспективами. Индустриальная страна — это же не просто сложные технологии, это огромное количество возможностей для населения (социальных лифтов). Чем страна проще, тем сложнее людям, особенно молодежи, подняться по социальной иерархии. Невозможность проявить себя, состояние безысходности людей — это всегда хорошая почва для протестных настроений и политических манипуляций», — написала глава бюджетного комитета Тюменской облдумы.
Величко также предложила создать программу обучения молодежи Казахстана в тюменских вузах и обвинила «предыдущую власть» в том, что соседняя страна приглашала американских советников для помощи в разработке нефтяных месторождений. «От Нур-Султана до Тюмени 950 километров, а от Нур-Султана до Вашингтона — 9 500 километров. Не будем обижать предыдущую власть, но она заигрывала с США, приглашала оттуда советников для развития месторождений и всей нефтегазовой отрасли… Наверное это неправильно. Ведь в 10 раз ближе Тюмень, где опыт как минимум не меньше, чем у США», — заявила Величко.
Массовые акции протеста начались в Казахстане в первые дни января. Сначала протестующие требовали снижения цен на газ, вскоре экономические требования сменились политическими: граждане настаивали на отставке правительства, проведении новых выборов и рассмотрении вопроса о люстрации людей из окружения бывшего президента Нурсултана Назарбаева.
К середине новогодних праздников митинги переросли в массовые беспорядки. Во многих городах были разграблены магазины, в Алма-Ате оказалось захвачено здание аэропорта, полицейские участки, государственные учреждения и объекты инфраструктуры. На подавление выступлений была направлена армия и силы ОДКБ. Власти Казахстана утверждают, что беспорядки в стране устроили террористы, в том числе подготовленные за рубежом.
Печать