Фото с сайта: pixabay.com
Начало 2022-го года обернулось для финансовых рынков по всему миру достаточно мощным снижением. Раньше других начал падать российский фондовый рынок, что было обусловлено геополитикой, однако следом в пике ушли и другие рынки. В чем причина?
Сильнее всего досталось технологическому сектору. Достаточно сказать, что ведущий индекс данного сектора — Nasdaq — переживает худшее начало года как минимум за 30 лет (немного хуже, чем в 2008 году). У этого есть вполне понятные объяснения — растут ожидания повышения ставок со стороны Федеральной резервной системы, а вместе с ними и доходности на долговом рынке.
В самом начале года доходности 10-летних казначейских облигаций США находились вблизи отметки 1,5%, а уже 19 января достигали 1,9%. Конечно, такой стремительный взлет не мог остаться незамеченным.
Напомним, что долговой рынок является одним из ключевых звеньев финансовой системы, и именно здесь определяется стоимость денег. Эти бумаги, которые также называют трежерис, отражают такой показатель — как безрисковая премия, и чем она выше, тем менее привлекательны становятся акции.
«Стоимость денег — это на самом деле без преувеличения ключевой показатель для любого инвестора. Если деньги дешевеют, то есть происходит смягчение монетарной политики, то рисковые активы растут в цене, причем зачастую практически любые — даже самые, казалось бы, бесперспективные. Однако, когда стоимость денег дорожает, в цене остаются только действительно ценные активы, которые приносят инвестору прибыль. В первую очередь, это акции, которые платят хорошие дивиденды. Или те, кто имеет стабильную высокую прибыль», — делится мнением старший партнер FP Wealth Solutions Игорь Стремоухов.
Учитывая все еще слабую динамику экономического роста, действительно качественных активов сейчас не так много, тем более, что отдельные сектора еще и страдают от пандемии. Ну а в технологическом секторе очень много компаний, которые вообще не показывают прибыли.
«Акции технологического сектора, который чаще всего представляют компании, нацеленные на рост выручки, а не прибыли, от такой переоценки страдают больше всего. Как известно, на фондовом рынке торгуется масса компаний, у которых нет прибыли, и они по сути имеют стоимость только за счет какой-то идеи, которая по оценке инвесторов может выстрелить в будущем. Однако одно дело — развиваться в условиях практически нулевых ставок, другое — в более жестких финансовых условиях, и поэтому оценка стоимости такой компании меняется практически мгновенно», — говорит Стремоухов.
Ну и в продолжение темы, конечно же, нельзя не отметить рост доходности трехмесячных векселей Казначейства США. Эти бумаги используются всеми участниками рынка как инструмент хранения кэша. Здесь паркуются свободные средства, которые ввиду высокой ликвидности инструмента можно в любой момент забрать, либо получить небольшую доходность за короткий срок. Именно трехмесячные векселя и отражают ожидания относительно ставки Федрезерва.
Сейчас мы видим, что рынок закладывает повышение ставки ФРС примерно на 0,2%. Между тем, в среду состоится очередное заседание регулятора, и после слов председателя Джерома Пауэлла мы вполне можем увидеть дальнейший рост доходности.
Все больше экспертов полагают, что ФРС будет активно повышать ставки и с марта проведет целый цикл. Такое мнение, например, буквально в воскресенье высказали и в Goldman Sachs.
Все это усиливает негатив на финансовых рынках, и вместе с высокотехнологичными акциями падают и другие сектора.
Индекс широкого рынка S&P 500 падает уже три недели подряд, и это самая длинная полоса снижения с сентября 2020 года. Хотя по масштабам сейчас она уже больше.
На этом фоне стоит выделить отдельных эмитентов, например, Netflix. После выхода финансового отчета акции этого стримингового сервиса рухнули на Netflix 21,8% — и это за одну сессию. Формально причиной стал слабый рост числа подписчиков и слабый прогноз, но на самом деле компания все время показывает мягко говоря не самые лучшие финансовые показатели, и ее стоимость просто приходит в соответствие с реалиями.
Печать