Фото с сайта: wikipedia.org
В 2022 году уже заблокировали или удалили более 1,6 тыс. фейков, рассказали «Известиям» в Роскомнадзоре (РКН). Там добавили, что самыми популярными темами стали продажа сертификатов о вакцинации, а также информация о незаконной финансовой деятельности. Примечательно, что в 2021 году наиболее распространенной была эта же тематика фейков. В Общественной палате (ОП) перечислили и другие темы для недостоверных сообщений: события в Казахстане, введение локдаунов, информация о минировании и чрезвычайных происшествиях. В «Лиге безопасного интернета» также рассказали «Известиям», что многие паблики, которые специализировались на дезинформации по медицинской тематике, активно переключились на фейки о политике. В Госдуме выразили мнение, что распространение намеренных фальсификаций срывает прививочную кампанию против COVID-19, а в Совфеде призвали уравнять ответственность за поведение в онлайне и реальной жизни.
Тысяча и одна ложь
Самыми популярными темами для фейков в 2022 году стали информация о продаже справок и сертификатов о вакцинации против коронавируса, а также сведения о незаконной финансовой деятельности, сообщили «Известиям» в РКН.
— Всего с начала 2022 года было удалено или заблокировано 1617 материалов, содержавших недостоверную общественно значимую информацию, — привели в ведомстве данные на 27 января.
Там также добавили, что в 2021 году был ограничен доступ к более 10,2 тыс. страниц с недостоверной информацией. При этом самыми популярными среди прошлогодних фейков тоже стали ложные сообщения по коронавирусной и финансовой тематикам. Ранее «Известия» писали о том, что с января 2020 по май 2021 года РКН ограничил доступ более чем к 2,3 тыс. материалов.
— Рост количества материалов, к которым ограничивается доступ, вполне закономерен. Во-первых, мы постоянно отмечаем более эффективную и оперативную работу Роскомнадзора. Во-вторых, наивно отрицать, что фейки стали более опасными. То, что распространяется сегодня, это уже не полушутки. Это опасные сообщения о якобы минированиях и стрелках в школе, — рассказал «Известиям» первый зампред комиссии ОП по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций
Александр Малькевич.
Он перечислил и другие популярные темы помимо коронавируса и финансовой тематики, которые активно распространялись в последнее время в Сети.
— Лидируют фейки о Казахстане, их несколько тысяч. Следом идут сведения о коронавирусе. Это не только ложь о плохом качестве вакцин, но и о введении всяких локдаунов, других ужасах и ограничениях. Антиваксеры часто путают локдауны и частичные ограничения. Большая группа — фейки о минировании. Отдельный блок — ложные сведения о всяких мнимых ЧП, — подчеркнул Малькевич.
Он добавил, что сегодня фейки превращаются в инструмент информационно-психологического террора.
— Людей запугивают локдаунами, минированиями. Граждан сознательно вводят в состояние шока и трепета, — отметил специалист.
Законодательство при этом предусматривает суровые наказания за распространение недостоверной информации.
Справка «Известий»
1 апреля 2020 года президент подписал закон о лишении свободы за распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (в том числе о коронавирусе), если это привело к тяжким последствиям. Он предусматривает наказание в виде штрафа от 300 тыс. до 700 тыс. рублей или ограничение свободы на срок до трех лет. Если в результате распространения фейковой новости причинен вред здоровью, штраф составит от 700 тыс. до 1,5 млн рублей, срок лишения свободы — до трех лет. Если же ложная информация, распространенная гражданином, повлекла смерть человека или другие тяжкие последствия, то штраф составит от 1,5 млн рублей, а срок лишения свободы — до пяти лет.
Негативный эффект
Текущий год начался со шквала фейков по различным темам, сообщила «Известиям» директор «Лиги безопасного интернета», член ОП РФ Екатерина Мизулина.
— Были ложные сведения по ковиду, новым штаммам, вакцинации, большое число сообщений было выявлено по теме событий в Казахстане. Наша организация на 25 января выявила порядка 7 тыс. фейков только по Казахстану. Если брать традиционные темы COVID-19, то это около 4–4,5 тыс. Самое удивительное, что многие сообщества раньше были заняты распространением дезинформации о коронавирусе, а сейчас переключились «очень ударно» на фейки о Казахстане, — рассказала эксперт.
Она добавила, что процент ложных сообщений, опасных для жизни и здоровья граждан, пока не растет и остается на прежнем уровне. В Госдуме поддерживают усилия РКН и считают, что недостоверная информация о вакцинации срывает прививочную кампанию.
— У нас не так много антиваксеров, но есть люди, которые сомневаются. Через социальные сети часто такие ложные сообщения распространяются, но нужно смотреть официальную информацию. Фейки мешают прививочной кампании, срывают ее. Очень известные люди, которые не имеют никакого отношения к здравоохранению, но у них миллионы подписчиков, несут чушь, — рассказал «Известиям» первый зампред думского комитета по охране здоровья Леонид Огуль.
В Совете Федерации и вовсе отметили, что серия ложных сведений способна вызвать в обществе массовую истерию.
— Люди продолжают воспринимать информацию в интернете за чистую монету, не проверяя ее. Это остается в голове и формирует позицию и мнение на будущее. Роскомнадзор оперативно реагирует на возникающие угрозы, ведомство уже набило руку. Необходимо эффективно информировать граждан о законопроектах, о нулевых чтениях. Ввести в заблуждение человека гораздо проще, чем донести до него правдивую информацию, — подчеркнул в разговоре с «Известиями» член комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Вадим Деньгин.
Он также добавил, что ответственность за поведение в онлайне должна быть идентичной той, которая применяется в реальной жизни.
— Как только люди это осознают и поймут, то и фейков с преступлениями будет меньше, — резюмировал парламентарий.
Печать