Центризбирком (ЦИК) может разработать поправки, меняющие порядок формирования избирательных комиссий субъектов. Сейчас одну половину их членов назначает губернатор, а другую — заксобрание, при этом оба должны заполнить не менее половины своей квоты выдвиженцами представленных в парламентах партий. По данным ЦИКа, эта норма игнорируется: например, в прошлом году главы шести регионов не назначили ни одного партийного представителя. По мнению экспертов, проблема существует, но решить ее можно и без изменения закона.
ЦИК 16 февраля завершил процесс формирования избиркома Республики Коми, который уже три месяца работает в неполном составе. На последнее вакантное место назначена представитель партии «Родина» Зинаида Коновалова. Теперь из 12 членов избиркома семь представляют политические партии.
Вакансия образовалась из-за того, что Госсовет Коми утвердил только пять из шести своих кандидатов, рассказал член ЦИКа Евгений Колюшин.
Изначально госпожа Коновалова была в списке на утверждение, но перед голосованием профильный комитет Госсовета заменил ее на члена избиркома последних двух созывов Оксану Воронцову (в 2011 году прошла в комиссию по губернаторской квоте, а в 2016-м — по парламентской). После протеста «Родины» Госсовет решил голосовать поименно. В итоге госпожа Воронцова не смогла попасть в новый состав избиркома (за нее проголосовали пять из 23 депутатов), а парламент обратился в ЦИК с просьбой решить судьбу вакантного места.
Как ранее сообщал “Ъ”, после осенних выборов-2021 полномочия избиркомов истекли сразу в 55 регионах. Согласно закону о гарантиях избирательных прав, новый состав комиссии субъекта формируется на паритетной основе губернатором и региональным парламентом, при этом и с той, и с другой стороны не менее половины членов должны быть назначены по заявкам партий, представленных в Госдуме и в заксобрании. Но эта норма, как выяснилось, практически не соблюдается. Так, по словам господина Колюшина, глава Коми Владимир Уйба назначил в новый состав избиркома только двух партийных представителей — от КПРФ и «Новых людей», хотя должен был как минимум трех.
Проблема носит системный характер, добавил зампред ЦИКа Николай Булаев. По его словам, в 2021 году в шести регионах губернаторы назначили всего по одному представителю от партий, а еще в шести — ни одного.
Что это за регионы, господин Булаев не уточнил, но, например, именно так было в Москве: представители всех пяти думских партий (в Мосгордуме депутаты избираются только по одномандатным округам) были делегированы городским парламентом. Правда, по сведениям “Ъ”, ни одна из парламентских сил и не направляла мэру Москвы Сергею Собянину своих предложений. Кандидатуры выдвинули только непарламентские «Зеленая альтернатива», «Гражданская платформа», Партия пенсионеров за социальную справедливость, Партия добрых дел, Партия дела и «Коммунисты России». В итоге их представители заняли в мэрской квоте три места из семи.
Николай Булаев заявил, что причина неисполнения нормы может быть объективной: партии просто не направляют губернаторам свои предложения. «Мне представляется важным тогда внести поправки, которые или бы сняли эти ограничения и (квота.— “Ъ”) формировалась бы в зависимости от поданных заявлений, или тогда мы создаем ситуацию, при которой очевидно прямое нарушение, но оно объективно чем-то утверждается». Господин Булаев попросил правовое управление ЦИКа проанализировать ситуацию и представить свои предложения.
Евгений Колюшин считает, что причина неисполнения нормы — в отсутствии «рабочего взаимодействия между законодательным органом и губернатором».
По мнению председателя ЦИКа Эллы Памфиловой, в случае если закон останется в нынешнем виде, решить эту проблему можно, например, рассылая письма главам регионов, чтобы те более внимательно отнеслись к исполнению нормы.
Добавим, что «партийным квотированием» ранее была недовольна Партия пенсионеров. В сентябре 2021 года ее кандидат прошел в заксобрание Челябинской области, но получить место в региональном избиркоме партии не удалось: по парламентской квоте туда попали представители ЕР, КПРФ, СРЗП и ЛДПР, а заявку губернатору «пенсионеры» не подавали. Жалобу партийцев ЦИК переправил в Генпрокуратуру, но там ответа пока не дали, рассказал “Ъ” зампред партии Владимир Ворожцов.
Электоральный юрист
Роман Смирнов говорит, что партии традиционно назначают своих кандидатов через заксобрания, поскольку там есть фракции, которые контролируют процесс: «Губернатор же в меньшей степени связан с партиями, многие главы позиционируют себя как внепартийные лица». При этом с точки зрения прозрачности формирования избиркома эта норма важна, добавляет эксперт: она дает максимальный шанс на заполнение комиссий представителями партий.
Электоральный юрист
Антон Рудаков не помнит судебных споров из-за формирования региональных избиркомов. По его словам, обычно партийную квоту сначала заполняет заксобрание, а потом уже губернатор. «Как говорили на заседании ЦИКа, это практика отдельных регионов, в которых не придираются к юридическим нюансам»,— отмечает эксперт. При этом он считает излишним внесение поправок к закону: «Достаточно просто довести до ответственных вице-губернаторов мысль о важности соблюдения федерального законодательства».
Печать