Фото с сайта:
commons.wikipedia.org
Действующий президент Пятой республики Эммануэль Макрон, скорее всего, переизберется на второй срок. К такому выводу пришли опрошенные
«Известиями» эксперты. О своем выдвижении французский лидер объявил за месяц до президентских выборов, в разгар кризиса на Украине. До этого он взял на себя роль посредника между Москвой и Киевом и продолжает активно созваниваться с обеими сторонами и по сей день. Эта челночная дипломатия укрепила позиции Эммануэля Макрона — опросы общественного мнения прочат ему уверенный выход во второй тур.
«С вами. Для вас. Для всех нас»3 марта французский лидер, основатель партии «Вперед, Республика!» Эммануэль Макрон объявил: он выдвигает свою кандидатуру на второй президентский срок. Свое намерение политик артикулировал в письме, которое опубликовал в Twitter и ряде региональных СМИ.
В этом документе Эммануэль Макрон подвел итоги первого срока правления. Признав, что у него «не всё получилось», политик подчеркнул: приобретенный опыт позволит ему «в ряде случаев принимать другие решения». «Преобразования, проведенные во время этого мандата, позволили многим нашим соотечественникам жить лучше, а Франции — обрести независимость, — говорится в письме. — И кризисы, которые мы переживаем последние два года, показывают, что именно по этому пути нужно идти».
В конце своего письма, не называя обстоятельств, Эммануэль Макрон признался, что нынешний контекст не позволяет ему проводить предвыборную кампанию так, как он бы хотел. «Вместе мы можем сделать эти кризисные времена отправной точкой новой французской и европейской эпохи. С вами. Для вас. Для всех нас», — завершил свое обращение к согражданам французский президент.
Предвыборной кампании у Эммануэля Макрона действительно как будто бы и не было. Даже о своем выдвижении он сообщил в последний момент — за день до крайнего срока, когда кандидаты могут подать свою заявку, и за 37 дней до первого тура выборов (он пройдет 10 апреля, второй — 24 апреля).
Тот контекст, о котором президент говорит в письме, сводится в первую очередь к кризису между Москвой и Киевом, который перешел в горячую фазу 24 февраля — с началом спецоперации РФ на Украине. Из европейских политиков Эммануэль Макрон взял на себя роль миротворца и посредника между президентами Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что, по ротации, с января по июнь 2022 года Франция занимает пост председателя Евросоюза.
По данным Кремля, с конца января 2022 года французский и российский лидеры общались 11 раз (один раз лично, в Москве; четыре телефонных разговора прошли уже после 24 февраля). За тот же период, согласно сайту Елисейского дворца, с Владимиром Зеленским Эммануэль Макрон общался по меньшей мере семь раз, один из которых лично в Киеве. Последний контакт с обоими лидерами датируется 6 марта.
— Главная задача этой челночной дипломатии в том, чтобы остановить кровопролитие. В данном случае избиратели будут на стороне Эммануэля Макрона — они понимают, что главное сейчас — это прекратить огонь, — считает профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Евгения Обичкина. — А большего он сделать не может, потому что все остальные уступки зависят не от него. Он не сможет добиться такого успеха, которого добился в 2008 году [тогдашний президент Франции] Николя Саркози (речь о плане Медведева–Саркози, который лег в основу решения конфликта в Грузии. — «Известия»), потому что сейчас совершенно другие ставки. Так что даже если миссия Эммануэля Макрона провалится, во Франции за это его никто не упрекнет.
И действительно, дипломатические усилия Эммануэля Макрона находят отклик даже у тех, кто не считает себя его сторонником.
— На мой взгляд, он сделал правильно, что поехал в Москву и 7 февраля встретился с Владимиром Путиным, — говорит 38-летний гражданин Франции IT-специалист Жульян, для которого выбор в пользу действующего президента — это скорее «выбор из двух зол в пользу меньшего». — Пусть даже это не принесло результата, всё, что можно было предпринять, было предпринято и стало правильным шагом.
«Эффект флага»Сейчас на пост президента Франции претендуют 12 кандидатов. Эммануэль Макрон в этом списке идет впереди с большим отрывом — по данным издания POLITICO от 7 марта, его поддерживают 28% французов (рейтинг начал расти после 14 февраля).
Следом расположились лидер ультраправого «Национального объединения» Марин Ле Пен, которая уступила Макрону на прошлых выборах, — у нее 17%; глава центрального региона Иль-де-Франс, кандидат от правоцентристских «Республиканцев» Валери Пекресс и ультраправый журналист, лидер созданной несколько месяцев назад партии «Реконкиста» Эрик Земмур — у них по 13%; замыкает топ-5 кандидатов ветеран французских президентских гонок, лидер левой «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон — у него 11%.
Аналитики прочат, что во второй тур, как и в прошлый раз, выйдут Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен и что действующий президент переизберется на второй срок.
— Украинские события создали так называемый «эффект флага» (фр. l’effet drapeau), когда в тяжелые времена люди объединяются вокруг лидера и флага страны, — пояснил «Известиям» бывший сенатор Франции от «Республиканцев», ныне старший советник консалтинговой компании APCO Worldwide Жан Бизе. — Если не произойдет никаких драматических поворотов, Эммануэль Макрон будет переизбран — так думают 8 из 10 французов, и я первый среди них. Дебаты пройдут между ним и Марин Ле Пен.
Собеседник «Известий» Жульян говорит, что позиции действующего президента укрепил именно украинский сюжет.
— Другим вопросам уделяется гораздо меньше времени, и это дает Эммануэлю Макрону преимущество по сравнению с другими кандидатами, — отмечает он.
По словам Жана Бизе, Эммануэль Макрон стал «президентом кризисов» — на его первую «пятилетку» пришлись и стихийные протесты «желтых жилетов», и пандемия COVID, и теперь ситуация на Украине. Французское общество сейчас в большой растерянности, свое недовольство оно выражает, выходя на улицы, и вполне возможно, что после выборов Эммануэль Макрон рискует столкнуться с куда более масштабным народным негодованием, чем то, каким были те же «желтые жилеты», резюмировал Жан Бизе.
Печать