Нефтяной отрасли России нужно получить технологическую независимость, и для этого необходимо искать собственные инновационные решения в нефтедобыче. Именно под таким углом рассматривает развитие индустриализации в Югре окружное правительство. Об импортозамещении в «нефтянке», поддержке МСП и налоге на добавленную стоимость в Западно-Сибирской нефтяной провинции, «ФедералПресс» беседовал с заместителем губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Алексеем Забозлаевым.
Алексей Геннадиевич, какие решения в «нефтянке» власти Югры планируют предпринять на вводимые антироссийские санкции?– Программой импортозамещения мы занимаемся давно. В части работы с трудноизвлекаемыми запасами углеводородов отмечу совместный с Минэнерго России и компанией «Газпромнефть»федеральный проект, который курирует заместитель председателя правительства Российской Федерации Александр Новак. Цель проекта – разработать отечественные технологии освоения трудноизвлекаемой нефти.
Чтобы получить необходимую технологическую независимость, в регионе работаем с баженовской свитой. И вызвано это не только санкциями, но и особенностями структуры недр. У нас она другая – нам нужно разрабатывать свои рентабельные технологии.
На форуме «Нефтяная столица» состоялась дискуссия о многостадийном гидравлическом разрыве пласта (ГРП). Это как раз те технологии, которые сегодня отрабатывают на технологическом полигоне.
В целом, доля импортного оборудования и материалов, которые используются при нефтедобыче, составляет примерно 15-20%. Все остальное – отечественное. Больше всего импортного оборудования у нефтесервиса.
Что мы делаем в части импортозамещения? Во-первых, мы создали рабочую группу Центр новой индустриализации региона. Мы не стали ставить целью ее работы только импортозамещение, ее задачи несколько шире. В эту группу вошли не только руководители отраслевых ведомств, но и, в первую очередь, представители бизнеса. Мы попросили, чтобы из бизнеса были не руководители, а именно технари, с которыми можно будет говорить на одном языке и совместно принимать решения.
Первое заседание у нас прошло. Мы рассказали, какие сегодня инструменты уже создало Министерство промышленности. Есть программный продукт «Биржа импортозамещения», где будут аккумулироваться все запросы наших предприятий по замещению оборудования, которое ушло с рынка. Поэтому цель – создать базу, чтобы производители отечественного оборудования могли видеть, какие есть запросы у промышленности, и оперативно на них реагировать.
Мы понимаем, что у себя в регионе на 100 % все потребности в оборудовании мы не заместим. Это работа и задача для всей страны.
У себя мы создаем промышленные и индустриальные парки, технопарки, где малый бизнес будет налаживать производство для оперативного замещения комплектующих. На выставке технопарк «Импульс» представил 5D-принтеры, которые мы закупили. Там уже выпускается продукция, которая нацелена на замещение комплектующих, например, крыльчатка охлаждения электродвигателя насоса, печать мембраны для насосов, работающей в агрессивной среде. По оценкам специалистов, себестоимость изготовления изделий в 10 раз дешевле приобретения.
В Югре создаем условия, чтобы можно было оперативно производить комплектующие. Через Министерство промышленности выходим на крупные предприятия, кто занимается импортозамещением крупных узлов и агрегатов. Также рассматриваем возможность локализации такого производства у нас в регионе. И естественно, выстраиваем отношения с нашими дружественными странами. Они, в принципе, у нас и прежде были. Теперь планируем эту работу активизировать и размещать крупные заказы у них. Сегодня тот же Китай переориентируется на производство оборудования, которое раньше поставлялось из Европы.
А сроки какие? Как скоро будет налажен серийный поток?– Конечно, за месяц это невозможно осуществить. Нам нужно в этом году создать задел, базу, чтобы решать все эти вопросы оперативно. Используем все инструменты поддержки и развития производства, начинаем работать по размещению производственных мощностей под потребности югорского бизнеса.
Информационные технологии также пострадали от санкций. Как в этой части в Югре обстоят дела? Как поддерживаете предпринимателей, не уходил ли кто из технопарка?– У нас нет крупных компаний, потерявших IT-шников. Что касается работы в Югре, этим мы давно занимаемся, потому что тема информационной безопасности давно стоит остро. Всё, что касается информационной безопасности, у нас – на отечественных продуктах. Мы здесь серьезно закрыты. Во время пленарной сессии, состоявшейся 23 марта, была задержка – произошла ddos-атака, которая приостановила работу системы видеоконференцсвязи Zoom. Наши специалисты за семь минут восстановили работоспособность системы и перешли на резервный протокол, заседание провели. Попытка была очень серьезная. Если бы у нас не было необходимых специалистов, мы бы пленарное заседание провели, но участников по ВКС там бы не было. Специалисты у нас высококлассные, мы ими дорожим.
Интервью полностью на: fedpress.ru
Печать