Современная Польша уже не мыслит себя как национальное государство, а мечтает возродить империю, заявил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 26 мая в эфире передачи «Время вспомнить» на Первом канале.
Кургинян напомнил, что польские экспансионистские устремления существуют столетиями, и внутри самой Польши это давно оформлено в виде противостояния двух концепций — Ягеллонской и Пястской.
«Согласно Пястской доктрине… Польша — это такое национальное государство, которое за свои национальные границы не лезет, хочет входить в Европу, дружить с Германией — умеренно, но дружить. И вообще никуда свои руки не протягивает», — сообщил Кургинян.
В отличие от Пястской концепции, названной в честь легендарного польского «первомонарха» Пяста, концепция Ягеллонская является «воинственной» и подразумевает экспансию Польши на сопредельные территории.
Ягеллоны — литовско-польская королевская династия, правившая в государствах Восточной и Центральной Европы в XIV–XVI веках. Согласно концепции, названной их именем, Польша обречена на борьбу с Россией, в том числе за территорию Украины.
«Это все тянулось из прошлого в новые времена. Кто принял эту Ягеллонскую концепцию? Конечно, Пилсудский», — напомнил политолог.
Ягеллонская концепция не прекратила свое существование и после раздела Польши во время Второй Мировой войны, и после победы СССР над нацистской Германией. Одним из главных ее теоретиков в новейшее время стал Ежи Гедройц, который сделал доктрину более «цивилизованной».
В новой версии той же Ягеллонской концепции Польша должна была всячески способствовать «освобождению порабощенных народов», под которыми понимались народы Советского Союза.
«Что мыслила при этом Польша? Что как только „порабощенные малые народы“ освободятся — она их „хапнет“. Но она их „хапнет“ культурно, вежливо. Упаси бог, не так, как раньше, а очень цивилизованно», — заявил Кургинян.
Современная польская элита вслед за Гедройцем, бредит Триморьем, объединением стран Восточной Европы против России. И уже видно, как «забота» Польши о независимости Украины переходит в экспансию, отмечает политолог.
«Совершенно ясно, о чем идет речь… Берут на вооружение то же самое, что говорили ягеллонцы, но в очень смягченной концепции», — заключил лидер движения «Суть времени».
Печать