Законодательное собрание Владимирской области в четверг отклонило законопроект лидера фракции КПРФ Антона Сидорко о допуске самовыдвиженцев на губернаторские выборы. Из 14 регионов, где в сентябре будут избирать главу, такая возможность предусмотрена только в Ярославской области, которой руководит беспартийный Михаил Евраев, и для изменения законодательства у властей в остальных субъектах уже нет ни времени, ни желания. «Эксперименты» с самовыдвиженцами остались в прошлом, считает эксперт.
По словам Антона Сидорко, допуск самовыдвиженцев на выборы позволил бы расширить круг потенциальных кандидатов и тем самым увеличить интерес населения к избирательному процессу. Коммунист предлагал ввести для беспартийных выдвиженцев минимальный порог по сбору подписей — 0,5% от числа избирателей (около 5,6 тыс. человек) и снизить «муниципальный фильтр» для всех кандидатов с нынешних 8% до минимальных 5% (примерно со 128 до 80 депутатов). Однако его инициатива не нашла поддержки ни у коллег, ни у региональных органов власти. Законопроект получил отрицательные заключения прокуратуры, правового управления заксобрания и врио губернатора, лидера местной «Единой России» (ЕР) Александра Авдеева, который напомнил, что в регионе зарегистрированы аж 24 партии, имеющие право выдвигать кандидатов.
В результате сначала отклонить инициативу коммуниста предложил комитет заксобрания по вопросам государственного устройства, правопорядка и законности, а 26 мая эту рекомендацию воплотил в жизнь и парламент в целом. В поддержку поправок проголосовала только фракция КПРФ из шести человек.
Помимо Владимирской области 11 сентября прямые губернаторские выборы пройдут в Бурятии, Карелии, Удмуртии, Марий Эл, Тамбовской, Томской, Кировской, Саратовской, Рязанской, Калининградской, Новгородской, Свердловской и Ярославской областях. При этом только в последней допускается самовыдвижение: соответствующие поправки были приняты по инициативе ЕР и ЛДПР еще в начале 2022 года.
Бывший «яблочник» Михаил Евраев, назначенный врио ярославского губернатора осенью 2021-го, сейчас является беспартийным и, как утверждает источник “Ъ” в правительстве региона, воспользуется правом на самовыдвижение.
В пресс-службе господина Евраева говорят, что он сообщит о способе выдвижения позднее.
В остальных выборных регионах практически все руководители — единороссы. Так, назначенец «осенней волны», врио губернатора Тамбовской области Максим Егоров был избран секретарем местной ячейки ЕР еще в декабре 2021 года. «В сложившейся ситуации выдвижение в качестве кандидата от партии — это единственно правильное решение, все остальное было бы лукавством»,— говорит источник “Ъ” в его окружении. Среди назначенцев «весенней волны» четверо состоят в ЕР (томский врио Владимир Мазур, кировский Александр Соколов, саратовский Роман Бусаргин и марийский Юрий Зайцев), и только новый руководитель Рязанской области, бывший глава Росстата Павел Малков является беспартийным. Но и он, вероятно, будет баллотироваться от ЕР, поскольку инициатив по изменению закона в облдуму не вносилось, а уже на следующем заседании (между 2 и 12 июня) парламент должен объявить выборы.
Что касается шести губернаторов, которые могут пойти на новый срок, то беспартийный из них только глава Карелии Артур Парфенчиков, а все остальные — единороссы.
Однако пять лет назад господин Парфенчиков уже баллотировался от ЕР, так как республиканский закон не предусматривает самовыдвижения. С тех пор условия не изменились. Добавим, что одобрение Кремля на участие в выборах пока получили лишь главы Калининградской и Свердловской областей Антон Алиханов и Евгений Куйвашев: 20 мая президент Владимир Путин публично благословил их на новый срок. Артур Парфенчиков, Алексей Цыденов (Бурятия), Александр Бречалов (Удмуртия) и Андрей Никитин (Новгородская область) пока остаются в «подвешенном состоянии», хотя источники “Ъ” ранее говорили, что все они сохранят свои посты.
Число самовыдвиженцев на выборах губернаторов с каждым годом сокращается, можно констатировать, что эти «эксперименты» остались в прошлом, говорит политолог Ростислав Туровский. «Амбиции ЕР вновь стали расти. Партия все меньше заинтересована в том, чтобы из технологических соображений позволять губернаторам прятать ее бренд. Во многом это связано и с борьбой партии за свою перспективу, а она стала более позитивной на фоне угасания оппозиции»,— считает эксперт.
Печать