Советник Президента РФ, председатель СПЧ выступил в прямом эфире телеканала Al Jazeera.
- Когда закончится эта война?- Закончится, когда будут выполнены задачи, поставленные Президентом Путиным. Есть первая задача – обеспечить безопасность жителей Донбасса. Эта задача пока не решена, потому что на границе Донецкой и Луганской республик находится очень мощная группировка ВСУ и националистических батальонов. Она была подготовлена для захвата Донбасса. Действия российских Вооруженных сил предотвратили эту атаку, но теперь, чтобы достичь полной безопасности Донбасса, эту группировку необходимо разгромить.
- Вы планировали эту войну и готовились к ней на протяжении нескольких лет. Достижение целей затянулось. Удивил ли вас украинский ответ?- Нет, не удивил. У некоторых было представление о том, что ВСУ слабы. Это не так. Они много лет готовились к войне, в том числе, с помощью западных стран. Туда поставлялось вооружение, западные инструкторы обучали их современным боевым действиям. В составе ВСУ несколько сот тысяч вполне себе боеспособных людей. Поэтому меня это нисколько не удивило.
- А удивила ли жестокость санкций против России?- Мы были к этому готовы. Но санкции неразумны - они в значительной степени бьют по тем странам, которые их принимают, по простым людям. Это первое. Второе – санкции косвенно затрагивают население тех стран, которые вообще не имеют к этому никакого отношения. Например, обострилась продовольственная проблема - это как раз следствие неразумной позиции правительств некоторых западных стран.
- Тема продовольствия – сильный козырь в ваших руках. Вы сказали, что откроете коридор для выхода кораблей, если санкции будут ослаблены. Получается, что вы контролируете этот кризис.- Это не так. Кремль не раз говорил, что Россия готова предоставить коридоры для прохода украинских судов с зерном. Украинское зерно может быть доставлено в другие страны, и Россия предоставит коридор. Проблема не в России, проблема в том, что прибрежные украинские воды заминированы украинскими вооруженными силами. Там очень много мин. Причем в марте были случаи, когда эти минуты течением приносило к Стамбулу, в Босфор. Они плохо закреплены. Таким образом, если украинская сторона разминирует проходы для судов с зерном, никаких проблем не будет. Россия не будет чинить препятствий для прохода этих судов. Это однозначная и ясная позиция Президента Путина.
- Но ведь вы связали это с ослаблением санкций, и некоторые сочли это шантажом.- Нет, здесь нет шантажа. Суда могут пройти, когда прибрежные воды будут разминированы. Другое дело, что введенные санкции нарушают логистику в мире, привносят очень много препятствий для нормальной торговли, поставок, в том числе энергоносителей. Они мешают нормальному экономическому обмену.
- Вы возглавляете Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Россию обвиняют в преступлениях против прав человека на Украине. Какова ваша позиция относительно того, что эти преступления будет расследовать Международный уголовный суд?- Мы не доверяем МУС, его репутация была подорвана в прошлые годы. Россия выступает за проведение расследований, например, известной истории в Буче. Киевские власти обвиняют российские Вооруженные силы в массовых расстрелах – это ложь. Наши военнослужащие невиновны, и мы призываем провести международное независимое расследование. Например, под эгидой ООН. Но наш голос не слышен.
- Может, мир не слышит, потому что смотрит на картинки, которые доказывают эти массовые убийства? Какова судьба сдавшихся в плен военных с «Азовстали»? Это не шанс показать России, что она не нарушает права человека?- Вы можете увидеть в интернете ролики, которые выкладывают сами украинские военнослужащие, националисты из «Азова», - как они расстреливают русских военнопленных, стреляют им по ногам. Тот же сдавшийся «Азов» (а это несколько тысяч человек) - все они находятся в нормальных условиях в соответствии с требованиями международного права. Им предоставлены еда, медобслуживание. Ни один из пленных не подвергается никаким унижениям. Это легко спросить у них самих.
Есть более страшные нарушения с украинской стороны. У нас есть факты о том, как украинские снайперы стреляли по детям, убивали их просто ради развлечения или для того, чтобы пристрелять свою винтовку. У нас есть факты массового расстрела мирных жителей - эти показания дают жители освобожденных от ВСУ территорий. Это очень жестокие преступления. Мы собираем эту информацию и рассылаем по 2000 адресам. Это посольства, международные организации, редакции ведущих мировых СМИ. Я организовал уже пять этапов такой рассылки.
- Ожидала ли Россия, что Финляндия и Швеция захотят войти в НАТО?- Я вам напомню предысторию. Это началось в 1990-е годы, когда НАТО стала расширяться на Восток. Когда же Украина стала плацдармом НАТО против России, дальше терпеть было невозможно. Это вторая причина начала спецоперации. Первая причина – защита жителей Донбасса. Проблема безопасности никуда не делась. От того, что Финляндия или кто-то еще войдут в НАТО, это не изменит принципиально ситуацию. Россия продемонстрировала готовность к максимально решительным действиям, чтобы обеспечить свою безопасность. Выход из этой ситуации только один: Запад должен начать обсуждать новую конфигурацию безопасности – такую, в которой требования России были бы удовлетворены в полном объеме.
- Вы говорили, что хотели остановить любые мысли украинцев о присоединении к НАТО. Но некоторые наблюдатели считают, что вы уничтожили мысли о том, что присоединяться к альянсу не нужно. Вы это осознаете? Вы сами себе навредили.- Президент России 22 февраля сказал: от Харькова до Москвы 600 км, современные гиперзвуковые ракеты пролетают это расстояние за 5-6 минут. Это время принципиально разрушает систему ядерной безопасности. Это как нож у горла России. Это недопустимая ситуация.
- Вы говорили, что не будете применять ядерное оружие, а теперь машете этой картой…- А разве кто-то говорит, что мы будем его применять? Таких разговоров нет. Что касается пусков ракет, то они проходят регулярно. Новые ракеты на вооружении - это обычная работа. Их начали разрабатывать 10-20 лет назад, здесь нет ничего нового.
- Насколько вы опасаетесь отказа Европы от российского газа? Есть ли у вас альтернативные варианты продажи?- Конечно, альтернатива есть. В мире огромный дефицит энергии. И если 30 лет назад этот дефицит покрывался в первую очередь за счет стран Персидского залива, то сейчас на первое место вышла Россия. Конечно, Европа имеет некоторые возможности при отказе от импорта энергоносителей из России покрыть этот недостаток поставками из других стран. Но тогда третьи страны потеряют эту энергию. Если Европа заберет у кого-то энергию, те будут вынуждены покупать ее у России. Придется перенаправлять потоки энергии. Для нас это дополнительные логистические проблемы, но не более того.
- В начале беседы вы сказали, что как только Россия достигнет своих целей, война закончится. И мы спрашиваем: когда вы достигнете этих целей?- Я не могу гадать. Это очень тяжелая, драматичная ситуация. Думаю, что в огромной степени окончание этого кризиса зависит от Запада. И Запад должен осознать: пока безопасность России не будет обеспечена, конфликт этот или другие будут продолжаться.
Посмотреть интервью в оригинальной видеоверсии можно по ссылке.
Печать