В пятницу 17 июня в Китае произошло событие, привлекшее внимание многих СМИ: на шанхайской верфи Jiangnan Shipyard прошла торжественная церемония спуска на воду новейшего авианесущего корабля проекта 003, получившего название «Фуцзянь» и бортовой номер 18 (CV-18).
Официальный представитель ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Лю Вэньшэн уточнил для широкой общественности, что «согласно правилам, регулирующим присвоение названий кораблям ВМС НОАК, авианосцы обычно называют в честь провинциальных административных единиц, поэтому третий авианосец КНР был назван в честь восточнокитайской провинции Фуцзянь» (два других авианосца, CV-16 и CV-17, построенных, соответственно, в 2012 и 2019 годах, были названы в честь провинций Ляонин и Шаньдун).
Этот, казалось бы, дежурный комментарий, приводимый ведущим англоязычным официозом КНР Global Times, по мнению ряда западных аналитиков, на самом деле мог преследовать цель снять напрашивающиеся ассоциации между выбранным названием и тем фактом, что Фуцзянь — это самая близкая провинция материкового Китая к острову Тайвань.
Базовые технические характеристики китайского авианосца номер три, водоизмещение которого при полной нагрузке составляет более 80 тыс. тонн, официально пока не раскрываются, но благодаря спутниковым съемкам известно, что его длина составляет около 320 метров, ширина — 73 метра, что лишь немногим меньше, чем у американских авианосцев класса Ford.
К 2035 году в Китае рассчитывают создать как минимум шесть авианосных боевых групп, причем четыре из них должны быть атомными. В частности, следующий проект 004, по мнению независимых военных аналитиков, должен стать именно атомным авианосцем.
Спущенный же на воду «Фуцзянь», строительство которого началось еще в 2017 году, а вероятным сроком введения в эксплуатацию пока обозначен 2024-й, в отличие от авианесущих кораблей ВМС США (к настоящему времени располагающих 11 атомными авианосцами) использует обычную, а не ядерную силовую установку (точнее говоря, его силовая установка является комбинированной: газовые турбины вращают генераторы, а винты приводятся в движение электродвигателями).
В то же время многие комментаторы уточняют, что новейший авианосец является первым китайским боевым кораблем, оснащенным электромагнитными катапультами (два других, «Ляонин» и «Шаньдун», используют для запуска авиатехники более старомодные взлетные трамплины). Эта современная система (ее техническое название в англоязычной версии — CATOBAR, Catapult-Assisted Takeoff But Arrested Recovery, система взлета с помощью катапульты и посадки с использованием тормозной установки) позволяет запускать самолеты в быстрой последовательности, используя ограниченное пространство палубы, оставляя место для большего количества самолетов и увеличивая ударные возможности корабля. Кроме того, он оснащен двумя самолетоподъемниками («лифтами»), обеспечивающими ускоренную доставку летательных аппаратов из подпалубных ангаров на летную площадку и обратно.
И, как отметили аналитики Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, «хотя должно пройти еще несколько лет, прежде чем [новый корабль] поступит на вооружение и достигнет запланированных операционных характеристик, его запуск является знаковым моментом в предпринимаемых Китаем долговременных усилиях по модернизации [ВС] и символом растущей военной мощи страны».
В свою очередь, по мнению ведущего эксперта авторитетной британской исследовательской компании Janes Ридзвана Рахмата, цитируемого агентством AP, «это [событие] показывает, что китайские военные инженеры теперь могут самостоятельно производить полный набор надводных боевых кораблей, ассоциируемых с ведением современной войны на море, включая корветы, фрегаты, эсминцы, десантные корабли, а теперь и авианосцы. Продемонстрированное ими умение строить очень сложные военные корабли с нуля в дальнейшем неизбежно окажет различные позитивные побочные эффекты на всю китайскую судостроительную промышленность».
Наконец, стоит обратить внимание на любопытный комментарий немецкого эксперта Андреаса Рупрехта, одного из ведущих исследователей современного китайского ОПК, который в интервью изданию Naval News сказал: «Такие большие авианосцы до сих пор были уделом исключительно ВМС США… ВМФ НОАК благодаря этому приобретут большой опыт в течение следующих лет… И хотя сейчас этот оперативный опыт использования авианосцев китайцами составляет всего десять лет, что не идет ни в какое сравнение со знаниями и опытом, накопленными американскими ВМС, каждый, кто хочет научиться ходить, должен начать с ползания… и именно для этого прежде всего и предназначен тип 003». В обзоре Naval News также констатируется, что «включившись в эту игру со значительным запозданием, китайские конструкторы сегодня успешно осваивают результаты десятилетий исследований и наработок прочих стран. Причем, минуя промежуточные этапы, новый китайский авианосец сумел вобрать в себя многое из этих новейших научно-технических достижений».
КИТАЙСКИЙ «ВАРЯГ»Согласно аналитическому докладу, опубликованному Пентагоном еще в конце 2020 года, военный флот КНР на тот момент состоял из 350 кораблей (в том числе 58 крупных десантных кораблей, 52 ударных и четырех стратегических подводных лодок, 32 эсминцев и 53 фрегатов), тогда как Соединенные Штаты располагали 293 (впрочем, по суммарному водоизмещению американский флот все-таки пока превосходит китайский).
По текущим же оценкам, общее число боевых кораблей ВМС НОАК уже достигло 355, и, опять-таки, следуя анализу американских военных, к 2025 году оно может вырасти до 420 единиц, а к 2030-му — до 460.
Впрочем, безусловно, авианосная составляющая китайского военного флота пока явно уступает американской: так, помимо уже упомянутых 11 атомных авианосцев, в арсенале США значатся девять десантно-штурмовых кораблей-амфибий, способных нести вертолеты и истребители с вертикальным взлетом.
Первый из введенных в эксплуатацию китайских авианосцев (он же проект 001), был создан на базе недостроенного советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг» (его первоначальным названием была «Рига»), выкупленного Китаем еще в 1998 году у Украины. В боевую эксплуатацию «Ляонин» вошел в 2012 году, превратившись в учебную площадку, на которой затем отрабатывались новые технологии и осуществлялась подготовка профессиональных кадров (прежде всего авиационных). На этом «пилотном» авианосце, в частности, был испытан первый китайский палубный истребитель J-15 (переработка российского Су-33).
Второй авианосец, «Шаньдун», спущенный на воду в 2019 году, фактически был несколько более укрупненной и частично модернизированной версией «Ляонина» (например, его авиакрыло было увеличено до 32 самолетов по сравнению с 24 у «проекта 001»).
И лишь третий авианосец, «Фуцзянь», судя по всему, стал уже полностью технически переработанным китайскими умельцами боевым кораблем нового типа, в том числе благодаря внедрению новейшей системы запуска самолетов при помощи электромагнитных катапульт, хотя, по оценкам, он оснащен тремя такими катапультами вместо «стандартных» четырех у американцев.
В то же время, как и на авианосцах ВМС США класса Ford, китайские катапульты относятся к современной операционной системе EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System, «Электромагнитная система запуска самолетов»).
Китай также активно наращивает базовую инфраструктуру для поддержки своих авианосцев. Так, быстро расширяются военно-морские базы в Санье и Юлине на острове Хайнань в Южно-Китайском море, где был построен новый сухой док, достаточно большой для базирования авианосцев. А близлежащая хайнаньская авиабаза ВМС НОАК «Линшуй», на которой размещаются самолеты авианосцев во время их стоянки в порту, на протяжении последних нескольких лет модернизируется ударными темпами.
Новый китайский проект 003 также должен стать значительным шагом вперед по сравнению с двумя предыдущими авианосцами НОАК и с точки зрения его авиационного оснащения. По оценкам военного аналитика известного интернет-ресурса The WarZone Томаса Ньюдика, в то время как «Ляонин» и «Шаньдун» выходили в море с реактивными истребителями первого поколения J-15 Flanker, имевшими целый ряд технико-эксплуатационных недостатков (помимо J-15 они также были оснащены различными вертолетами), новый военный корабль КНР почти наверняка будет использовать более современные виды авиационной техники, такие как авианосная (палубная) версия новейшего стелс-истребителя FC-31/J-35 (предположительного аналога американского F-35C Lightning-II) и более технически продвинутые, оптимизированные для системы CATOBAR версии тех же J-15. И, как полагает г-н Ньюдик, возможное последующее добавление к ним разрабатываемых КНР с 2020 года военно-транспортных самолетов KJ-600 AWACS (о достигнутом прогрессе китайского ОПК на этом важнейшем направлении, впрочем, пока практически ничего не известно) и потенциально новых винтокрылых аппаратов, а затем и ударных беспилотников, практически завершит масштабную модернизацию авиакрыла авианосцев ВМС НОАК.
РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА
России до спуска на воду собственных современных авианосцев предстоит пройти долгий и непростой путь. Единственный из построенных еще на закате СССР отечественных авианесущих кораблей, проект 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», после вынужденного перебазирования из Черного моря на базу Северного флота на протяжении многих лет оставался фактически невостребованным и лишь в 2017 году ненадолго был задействован в ходе военной операции у берегов Сирии.
В том же 2017-м начался его капитальный ремонт, в ходе которого он однажды едва не сгорел и в настоящее время находится на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске.
И, согласно последним заявлениям генерального директора Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, сделанным на ПМЭФ, «сроки завершения ремонта и модернизации авианосца “Адмирал Кузнецов” после докования сдвинутся на пару месяцев. Передача ВМФ состоится в первом квартале 2024 года».
Что же касается запущенного в середине 1980-х главного ударного проекта, атомного тяжелого авианесущего крейсера проекта 11437 «Ульяновск», строившегося на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, в 1991 году его финансирование полностью прекратилось и уже в следующем, 1992-м, по распоряжению властей Украины была начата разделка его корпусных конструкций (в 2021 году когда-то крупнейшая судостроительная верфь Украины в Николаеве была окончательно ликвидирована).
Как следует из недавнего заявления члена коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Владимира Поспелова, цитируемого в одном из майских сообщений РИА «Новости», «построить [новый] современный авианосец для российского флота возможно за десять лет». Главным же условием он назвал «создание и постройку палубных истребителей и готовность судоверфей». По словам Поспелова, «проект для строительства уже готов и ожидает внесения в программу вооружения ВС РФ на 2024–2033 годы», а потратить на создание новейшего авианосца планируется около полутриллиона рублей.
Тигран Оганесян
Печать