Руководству КПРФ 2 июля предстоит обсудить системный кризис капитализма в мире и России, информационную войну, уточнить задачи по борьбе за социализм, определиться с тактикой выборной кампании. Ее стратегия в том, чтобы действовать в качестве партии спецоперации, то есть в рабочем консенсусе с властью. Из доклада к пленуму ЦК лидера КПРФ Геннадия Зюганова следует, что эта генеральная линия станет универсальной. Скажем, КПРФ не намерена понуждать Кремль к левому повороту радикальными действиями.
Коммунистические ресурсы опубликовали текст доклада Зюганова к пленуму ЦК «Системный кризис капитализма, информационная война и задачи КПРФ в борьбе за социализм». В анонсе мероприятия указано, что оно пройдет в подмосковном оздоровительном комплексе «Снегири» управления делами президента РФ.
В принципе на этом интерес к информационному содержанию как самого доклада, так и пленума в целом можно отставить. Просто удивительно, насколько партийные пиарщики нечувствительны к таким несочетаемым словосочетаниям, как «борьба за социализм» и территория, принадлежащая администрации президента. Непонятно также, почему соответствующие службы КПРФ не видят негативного контекста в том, что боевой отряд трудящегося класса собирается в санатории. Впрочем, возможно, данная ситуация как раз, наоборот, достаточно четко характеризует нынешних коммунистов, которые сейчас объявили себя партией спецоперации и вступили с Кремлем в активный консенсус, которому они уже подчинили, например, свою нынешнюю избирательную кампанию.
Из доклада Зюганова при этом следует, что текущая генеральная линия сохраняется, очевидно, как минимум на среднесрочную перспективу. Использовать в ходе рабочего политического взаимодействия с властью какие-то радикальные подходы КПРФ не намерена. В частности, коммунисты будут только словами убеждать Кремль в необходимости левого поворота страны, то есть в изменении ее социально-экономического курса. Более того, Зюганов в очередной раз прямо не называет президента Владимира Путина и нынешнее правительство не то что бы виновными в сегодняшнем положении, но даже и ответственными за предпринимаемые шаги по его исправлению. Виноватыми объявляются капитализм как система, Запад как ее показательное воплощение и внутрироссийские либералы – как агенты этой мировой закулисы.
Все такие тезисы и прежде звучали в выступлениях Зюганова и руководящих документах партии, равно как и завуалированное, но достаточно понятное предложение Путину опереться именно на КПРФ как на более прогрессивную партию власти. Коммунисты всегда отрицали такую интерпретацию заявлений своего лидера о неизбежности выбора Кремлем только социалистического пути развития, однако в новом докладе есть очередное текстуальное подтверждение: «Реализация программы КПРФ – единственный способ мирно и демократично преодолеть противоречия, навязанные обществу капитализмом».
Есть там, правда, и своего рода угроза власти – дескать, не захотите поворачивать влево сами, то тогда ждите, что этого потребует абсолютное большинство народа. Чтобы добиться поддержки такого большинства, ставит задачу Зюганов, «сторонникам социализма в России нужна абсолютная – реальная и мощная – победа! Только она, вместе с готовностью и способностью ее защитить, позволит нам взять власть и осуществить Программу Победы». Из контекста не очень ясно, идет ли речь только об информационном доминировании или уже об электоральных достижениях. При этом вполне очевидно, что ни в той, ни в другой области «готовности и способности» у нынешних левых нет. КПРФ сейчас представляет собой некую говорящую голову: рук, чтобы что-то сделать, у нее давно нет, а теперь еще, похоже, не стало ног, чтобы выйти из «Снегирей» по направлению к тому светлому будущему, в которое, конечно, действительно хотело бы попасть абсолютное большинство россиян.
Чтобы не выглядеть голословными, следует сослаться на тезисы того же доклада. И хотя о выборах в нем собственно и не говорится, но зато упоминается постановление январского 2021 года пленума об образовании единого Информационного центра (ИЦ) партии. Из слов Зюганова понятно, что ИЦ как таковой еще не создан, обсуждаются подходы к вроде бы срочно необходимому решению по созданию структуры, которая должна объединить всю медийную деятельность коммунистов. В чем причина промедления, лидер КПРФ не поясняет, но завершает свой доклад таким утверждением: «Партией не допущено ни одного крупного просчета, не совершено ни одной серьезной политической ошибки, не принято ни одного тупикового решения».
«НГ» попросила прокомментировать заявления, а также умолчания Зюганова как самих коммунистов, так и экспертов-политтехнологов. Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков по поводу отказа от обвинений в адрес власти сказал «НГ»: «Надо понимать, что президент отвлечен вопросами геополитики, правительство методично работает над вопросами экономического развития. Но, конечно, такая работа – это компетенция и президента, и правительства, и их ответственность сложно разделить». Что же касается упоминания о некой победе, то, подчеркнул Новиков, подразумевается не абстрактное, а конкретное взятие власти. У любой партии, мол, есть две возможности реализовать свою политическую программу: либо самой или в союзе с кем-то одержать победу как на парламентских, так и на президентских выборах, либо примкнуть к политической силе, уже имеющей власть, и действовать вместе с ней. «Мы оценили наши возможности и разные партии и не видим ни одной, которая помогла бы нам в реализации нашей программы. Поэтому можем рассчитывать на поддержку только левопатриотических сил. Остается только работать на победу на думских и президентских выборах, чтобы менять законодательную базу, чтобы у нас было возможность сформировать правительство народного доверия по примеру Примакова–Маслюкова. Надеемся, что в ближайшие годы сможем реализовать эту задачу», – заявил «НГ» Новиков.
Утверждения «НГ» о провале с работой по созданию ИЦ Новиков отверг: «Объявить об этом, назначить управленцев и обеспечить финансирование – это плевая вещь. Но мы должны на входе решить, какие конкретно задачи будет выполнять это центр, как он будет вести работу. Мы должны все подготовить. Например, когда создавали канал «Красная линия» и организовывали Центр политической учебы, сперва решили на ЦК, потом на пленуме, потом на съезде, провели подготовительную работу – и тогда они открылись. Сейчас подготовительная работа по созданию информационного центра ведется». Более того, он подчеркнул, что координация уже ведется – тот же доклад Зюганова появился одновременно и на сайте КПРФ, и в газетах «Правда» и «Советская Россия». Но вообще-то планируется нечто более глобальное, чем банальный агрегатор тех же Telegram-каналов.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что «судя по риторике, КПРФ стремится пройти между струйками дождя». По его мнению, легко читается, что в словах Зюганова об ответственности подразумеваются президент и глава правительства. «На самом деле такую свою информационную стратегию КПРФ только маскирует под тактику, это давняя история. И она легко объяснима. Дело в том, что сама КПРФ давно отказалась от коммунистического развития страны, об этом нет слов в ее программе, а заявления о национальном бизнесе и социально ориентированной экономики совпадает с тезисами ЕР и других партий. КПРФ, как и другие структуры парламентской оппозиции, испытывают комплекс из-за того, что не могут ничего сделать, потому что именно ЕР является инструментом главы государства. КПРФ и остается только ругать другие партии, чтобы подчеркнуть свое отличие», – считает эксперт.
Мухин отметил, что вот в регионах коммунисты неплохо работают, поскольку именно там у них развязаны руки: КПРФ активно ругает глав регионов, там оппозиционная деятельность проще и успешнее, чем на федеральном уровне. Что касается единого ИЦ КПРФ, то он видит такую проблему: «КПРФ часто одобряет в Госдуме то же, что и ЕР, и не одобряет то же, что и ЕР. Но партия стремится сохранить имидж самостоятельного политического игрока хотя бы на словах, дистанцироваться от партии власти. Так что в создании инфоцентра нет реальной необходимости, так как этот заход напоминает революционные тезисы о необходимости взятия телефона, телеграфа, почты и банков. Единый инфоцентр – это в наше время и телеграф, и телефон, а КПРФ вовсе не хочет говорить о том, что в стране складывается революционная ситуация либо утверждать, что в РФ необходима революционная ситуация». Пассаж о том, что Компартия не совершила ни одного просчета, Мухин оценил так: «Когда ничего не делаешь, трудно ошибиться. КПРФ ничего не сделала, чтобы прийти к власти, у нее за последние годы нет свершений. Они не скинули ни одного из критикуемых министров, хотя задача оппозиции – это корректировка курса правительства».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев отметил, что у КПРФ есть пара традиционных мест для проведения мероприятий, но, конечно, объявлять всем, что «Снегири» – это именно оздоровительный комплекс было необязательно. По его мнению, это имиджевый прокол, как бы напоминание, что руководство КПРФ – люди в возрасте, а также это даже отчасти отсылает к КПСС с ее геронтократией. «С точки зрения пиара стоило бы написать только адрес и название, но не расшифровку», – подчеркнул эксперт. Он полагает, что хотя КПРФ и ведет активную агитацию, причем, как через традиционную печать, так и с помощью соцсетей, волокита с созданием единого ИЦ – это показатель того, что сам Зюганов все-таки человек из прошлого. Да и у партии в целом возникают сложности с тотальной работой современными инструментами, наблюдается недостаток молодых и ярких журналистов. «Чаще всего коммунисты пользуются соцсетями и возможностями интернета как потребители. За исключением Обухова, но он в одиночку не может вести центр. При этом излишняя активность, как видно на примере Рашкина, и не приветствуется. Например, Афонин – это серый кардинал информполитики, хотя там он и не особо заметен, а Бондаренко, хотя и раскрученный блогер, внутри партии маргинал. Есть у КПРФ и проблемы с интересным вирусным контентом, который всегда рискован, а в партии превалирует консервативный подход. Так что создание единого ИЦ КПРФ напоминает бег в мешке. С одной стороны, новые возможности, с другой – новые сложности и угрозы. Поэтому они так долго думают над реализацией этого», – заметил Калачев.
По его словам, несмотря на ряд резких пассажей в докладе, коммунисты не заходят за красную линию, а именно – не ругают президента и правительство, только партию власти и отдельных министров. И это потому, что КПРФ боится рассориться с властью, и чтобы можно было предлагать себя в качестве альтернативы единороссам. Имея в виду итоговые фразы доклада Зюганова, Калачев пояснил: информационную работу КПРФ ведет удовлетворительно, достигая целей, заявленных партией внутри себя. «С точки зрения классической политики провал – к власти они не пришли. Но с их точки зрения, говоря об отсутствии ошибок и просчетов, они имеют в виду сохранение самой партии сквозь 90-е и 2000-е годов, наличие фракций в Госдуме и заксобраниях, госфинансирование наконец. Если смотреть на борьбу за власть, то это сплошные просчеты, но КПРФ и не борется за власть, она старается оставаться второй партией. И здесь действительно со своими задачами левые справляются», – подчеркнул эксперт.
Печать