Автор:
Akishin Vyacheslav/CC BY-NC-SA 2.0
Коммунисты Сибири
строят наполеоновские планы по покорению регионов на ближайших губернаторских выборах и воссозданию «Красного пояса». Выборы губернатора в Томской области в этом году. В Новосибирской, Омской, Кемеровской областях, Алтайском, Красноярском краях и Хакасии — в 2023.
Депутат Госдумы и первый секретарь алтайского крайкома КПРФ Мария Прусакова объявила, что коммунисты обязательно будут участвовать в выборах главы Алтайского края в 2023 году. Ранее депутат томской гордумы и кандидат в губернаторы Андрей Петров громогласно заявил, что теперь необходимо избрать «красного» мэра и губернатора, а КПРФ является альтернативой действующей власти. В Новосибирской области никаких объявлений пока не было, здесь ситуация довольно запутана. Давайте разбираться.
Томская областьДосрочные выборы губернатора Томской области состоятся уже этой осенью. От «Единой России» идёт врио главы региона Владимир Мазур — замначальника управления президента России по внутренней политике, политическую карьеру начинал в Томске, в качестве зама мэра, позднее работал в руководстве «Запсибгазпром». Помимо единороссов кандидатов выдвинули КПРФ, «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» и Российская партия пенсионеров за социальную справедливость. ЛДПР кандидата не выставила — наличие в бюллетене помимо прочих известного в регионе депутата Госдумы Алексея Диденко могло угрожать вторым туром.
Громче и пафоснее всех из системной оппозиции ведёт себя кандидат от КПРФ Андрей Петров. Он нацелился сразу и на областную администрацию, и на мэрию. В 2021 году томские коммунисты показали хороший результат во многом благодаря тому, что смогли консолидировать вокруг себя оппозицию. Но ресурсно томская КПРФ по-прежнему слаба. Наибольшие шансы у коммунистов в административном центре — в Томске, где «Единая Россия» в 2020 году потеряла большинство, а в городскую думу прошло много оппозиционных (в том числе и несистемных) депутатов. Коммунисты научились заигрывать с «несистемщиками», а потому могут рассчитывать и на весь протестный электорат в случае договорённостей. Карты единороссам могут спутать и реваншистские настроения осуждённого мэра Томска Ивана Кляйна, который вполне себе мог бы финансировать оппозицию. Однако шансов на победу на губернаторских выборах у Петрова очень мало. Другое дело — выборы мэра - 2023. Вот там уже может возникнуть интрига. Так что в этом году томские коммунисты будут работать не на победу, а на перспективу. Если, конечно, в Томске к моменту мэрской избирательной кампании сохранятся прямые выборы главы города.
Алтайский крайЗаявление Марии Прусаковой об участии КПРФ в губернаторских выборах - 2023 можно расценивать как способ мобилизации сторонников на текущие муниципальные выборы. В Алтайском крае в этом году самая масштабная в стране муниципальная кампания, и коммунисты рассчитывают закрепить успех прошлого года, когда они увеличили фракцию в краевом заксобрании с 8 до 24 депутатов, а по списку в Госдуму набрали 30%, попутно проведя Прусакову по одномандатному округу. При этом результат КПРФ плюс-минус 30% был довольно ровный по всей территории края, а не только в административном центре и депрессивных Рубцовске и Бийске. Это говорит о высоком потенциале мобилизации протестного электората, а коммунисты за последнее время отлично научились эксплуатировать протестную повестку.
Одновременно с этим региональная «Единая Россия» испытывает не лучшие времена. В 2021 году они показали худшие результаты по Сибири, потеряв большинство в Алтайском краевом заксобрании. А губернатор Виктор Томенко выглядит невнятно как во внутренней политике края, так и во внешней. Поэтому в случае действительного участия КПРФ в выборах главы Алтайского края в 2023 году, вероятность второго тура будет очень высока. Но до тех пор Прусаковой важно удержать кадры, ведь внутри фракции в АКЗС да и в целом в партии наблюдаются серьёзные конфликты. Довольно силён в регионе «спойлер» КПРФ — «Коммунисты России», они даже имеют свою небольшую фракцию в заксобрании.
Новосибирская область«Красный» мэр Новосибирска Анатолий Локоть за 8 лет на посту, особенно за прошедшие год-два значительно растерял уровень электоральной поддержки. Поэтому в случае участия в выборах губернатора - 2023, он вряд ли сможет рассчитывать на успех. Но вот испортить общую картину действующему губернатору Андрею Травникову коммунисты вполне могут. Поэтому, вероятно, что действие так называемого пакта о неконкуренции Травникова — Локтя может быть продлено. Но только теперь необходимость в нём для Травникова ниже, чем для Локтя. А для Локтя неучастие в выборах может стать возможностью договориться о других политических привилегиях для себя. Некоторое время назад прошли информационные «вбросы» о том, что Локоть собрался в сенаторы. Такой вариант тоже не исключён.
Кадровое ослабление КПРФНо давайте обернёмся на несколько лет назад — общее ослабление КПРФ и разрушение «Красного пояса Сибири» вполне очевидно. Нынешние электоральные успехи коммунистов практически полностью основаны на эксплуатации протестной повестки. На выборах за КПРФ часто голосуют совсем не коммунисты, а, например, либералы, выступающие против «Единой России».
А значит, что сила КПРФ отчасти мнимая. И степень реального влияния в регионах у коммунистов падает. Для примера можно вспомнить Иркутскую область, где ещё четыре года назад губернатором был коммунист Сергей Левченко. В орбите его влияния были в том числе и депутаты-единороссы, и даже сенаторы. А теперь в гордуме Иркутска коммунисты массово выходят из фракции.
И подобные кадровые потери у КПРФ наблюдаются во многих регионах. Так что текущие бравады коммунистов по участию в губернаторских кампаниях и новому завоеванию Сибирских регионов могут быть не более, чем хитрым ходом по защите своих позиций во внутренней политике регионов.
Автор: Алексей Голомазов
Печать