Фото с сайта: wikipedia.org
Жаловаться на отсутствие интриги на выборах стало привычкой. Вот и сейчас в Свердловской области сетуют на то, что на выборах губернатора все решено заранее.
Но в регионе проходят не только губернаторские выборы. Возможно, одна из самых интересных и захватывающих кампаний разворачивается сейчас во втором по величине городе области — Нижнем Тагиле.
В Нижнем Тагиле нынешней осенью выбирают депутатов городской думы. И на этих выборах есть не одна, а сразу три интриги: кто будет контролировать город, сработает ли новая тактика оппозиции и что будет с мэром Владиславом Пинаевым. Каждый из этих вопросов заслуживает подробного разговора.
Город на троихХорошо известно, что за политическое влияние в Нижнем Тагиле традиционного борются три основные силы: администрация города, Уралвагонзавод и холдинг ЕВРАЗ, которому принадлежит металлургический комбинат НТМК.
Сферы влияния между этими тремя силами поделены территориально: за администрацией закреплен центр города, за Уралвагонзаводом — Дзержинский район, за ЕВРАЗом — Тагилстроевский. Все районы примерно равны по численности населения и дают примерно одинаковое число голосов в городской думе.
Но, конечно, каждая из сил не готова довольствоваться уделом быть «одной из трех» и хочет быть главной, то есть иметь решающее влияние и на городскую думу, и на администрацию. Поэтому хотя негласный «пакт о ненападении» формально соблюдается, каждая из сил ищет возможности, чтобы выйти вперед. И иногда у них получается.
Так, во времена мэра Валентины Исаевой решающее влияние на городскую власть получил ЕВРАЗ, который, по слухам, был спонсором ее кампании. Одним из интересов металлургов тогда было возвращение долга в сотни миллионов рублей за энергоресурсы, который предыдущий мэр Николай Диденко отказался отдавать. Найти общий язык с Исаевой металлургам оказалось проще.
Сменивший Исаеву мэр Сергей Носов был, напротив, ближе к Уралвагонзаводу. Именно оборонное предприятие стало поставщиком управленческих кадров для первой администрации Носова (вице-мэры Евгения Черемных и Константин Захаров, глава аппарата Андрей Ленда). Так что первые носовские годы в Нижнем Тагиле можно считать эпохой доминирования УВЗ.
После того как Носов уехал в Магадан, был выстроен иной баланс сил. Новый мэр Владислав Пинаев не имел прочных связей ни с одной из групп. И в итоге на несколько лет сложилось некое перемирие, символом которого стало избрание председателем городской думы адвоката Вадима Раудштейна. Он имеет относительно хорошие отношения со всеми группами: избирается по округу УВЗ, сохраняя при этом связи и с ЕВРАЗом, и с мэрией (при мэре Николае Диденко Раудштейн представлял интересы администрации в судах).
Но подобный баланс сил — конструкция хрупкая. Было понятно, что уже на выборах 2022 года кто-то попытается перетянуть одеяло на себя. Судя по всему, на сей раз это попробует сделать ЕВРАЗ. Именно кандидаты от металлургического комбината ведут наиболее активную избирательную кампанию, явно рассчитывая взять все округа из возможных. По слухам, у ЕВРАЗа есть и свой кандидат в спикеры гордумы: этот пост должен занять директор коксохимпроизводства Никита Беркутов. Его избрание должно будет стать символом нового перераспределения сил в городе и очередной эры доминирования НТМК.
Как рассказал «Политсовету» политтехнолог Александр Ханин, хотя кампания металлургов началась еще весной, позиции всех трех игроков достаточно сильны.
«Выборы в активной фазе, кампания традиционная, без очевидных нарушений. «Единая Россия» идёт в народ, а оппозиция расчехляет ружья компромата в интернете. Кандидаты от НТМК кампанию начали ещё весной, ведут себя активно, слаженно, не оставляя оппонентам ни единого шанса. Команда Уралвагонзавода и «городские» стартанули намного позднее, но и здесь больших проблем я не вижу», — говорит эксперт.
Мы делили округа…Вторая интрига выборов — это шансы оппозиционных партий, которые в Нижнем Тагиле пошли на беспрецедентный шаг и договорились поделить между собой округа. То есть в тех округах, где выдвинуты кандидаты от КПРФ, не выдвинулись кандидаты от «Справедливой России — За правду». И наоборот, там, где есть справедливороссы, нет коммунистов.
Партии сделали это не от хорошей жизни. Все дело в том, что в конце прошлого года в Нижнем Тагиле была изменена схема выборов. Раньше половина депутатов избиралась по округам, а вторая половина — по партийным спискам. Это давало системной оппозиции гарантии, что хоть кто-то из них будет обязательно представлен в думе.
По новой схеме вся городская дума состоит только из депутатов, избранных по округам. То есть теоретически теперь все депутаты могут быть избраны только от «Единой России». Да и на практике в большинстве городов, уже перешедших на такую схему, господство единороссов значительно усилилось. Такая перспектива появилась и в Нижнем Тагиле: оппозиция всерьез столкнулась с риском вообще не попасть в городскую думу.
В этом случае разделение округов является единственной возможностью хоть как-то сохранить шансы пройти в думу. Ведь теперь голоса протестного электората не будут размыты между коммунистами и справедливороссами — наиболее сильными оппозиционными партиями в городе. А если подогреть протестные настроения и мобилизовать недовольных тагильчан, то появляется шанс аккумулировать их голоса и победить в тех или иных округах.
Понятно, что во всех округах выиграть таким образом не получится. Программа-максимум для оппозиции — взять пять-семь округов. Это будет считаться огромным успехом. Но, в принципе, даже два-три округа уже будет для них неплохо.
Но, как всегда, здесь тоже есть второе дно. Оппозиция в Нижнем Тагиле, конечно же, не висит в вакууме и тоже имеет определенные взаимоотношения с теми тремя господствующими силами, о которых речь шла выше. Поэтому не исключено, что одна из этих сил может использовать КПРФ или СРЗП, чтобы ослабить кандидата от конкурирующей силы. Например, тот же ЕВРАЗ чисто гипотетически (и, конечно, строго негласно!) мог бы поддержать оппозицию в округах УВЗ или мэрии, чтобы в следующем созыве думы было меньше представителей этих сил.
По словам политолога Сергея Мошкина, результаты оппозиции в любом случае будут зависеть от того, как проведут свои кампании кандидаты от корпораций. Шансы КПРФ и СРЗП провести своих кандидатов даже в условиях раздела округов эксперт оценивает невысоко.
«Тагил делится не по партийному принципу, а, если хотите, по корпоративному принципу. Поэтому партиям — в данном случае речь идет об эсерах или коммунистах — приходится сталкиваться с очень серьезным корпоративным ресурсом. Не пресловутым административным, хотя он тоже присутствует, а именно корпоративным. Это работники градообразующих предприятий, члены их семей, заводские ветераны, которых тоже достаточно много и которые активно ходят на выборы. Так что из раза в раз этот опыт повторяется, и я не думаю, что в данном случае будет какое-то исключение», — рассказал Мошкин «Политсовету».
Схожую оценку перспектив оппозиции в Нижнем Тагиле дает и Александр Ханин.
«Нижнетагильская оппозиция проявляет себя крайне слабо, несмотря на то, что имеет в своём составе великолепную пятерку сильных кандидатов и вратаря с медиаресурсом. Но пока действует исключительно в виртуальной реальности, далекой от живых дел. Вот, например, кандидат от партии «Единая Россия» — главврач городской больницы — активно встречается с избирателями, собирает для себя задачи по округу. А его оппонент пыхтит и злословит в интернете. Я не припомню ни одной кампании в органы местного самоуправления, выигранной в интернете», — констатирует политтехнолог.
Мэр под вопросомНаконец, третья интрига связана с политическим будущим действующего мэра города Владислава Пинаева. Он оказался в достаточно интересной ситуации: конкурентов в борьбе за власть в городе у него нет, но при этом все время кажется, что его карьера может оборваться в любой момент. И для этого есть причины.
Один из источников слабости Пинаева состоит в том, что он не коренной тагильчанин и никогда не выигрывал выборы в городе. В свое время он был понижен с поста министра промышленности Свердловской области до должности первого заместителя главы Нижнего Тагила. Городом в это время руководил суперпопулярный и харизматичный Сергей Носов. У профессионального чиновника Пинаева не было шансов выйти из тени своего шефа, и за несколько лет работы первым вице-мэром он так и не завоевал популярности в городе.
В 2018 году Носов спустя полгода после победы на вторых выборах главы города был неожиданно назначен губернатором Магаданской области. Исполняющим обязанности мэра автоматически стал Пинаев. Сразу же после этого в городе отменили прямые выборы мэра, и городская дума, в 2017 году сформированная Носовым «под себя» (насколько это вообще возможно в Нижнем Тагиле), назначила Пинаева главой города.
Теперь, в 2022 году, уже Пинаеву предстоит сформировать думу и работать с ней. Новоизбранным депутатам почти сразу же нужно будет провести конкурс на должность главы и утвердить нового мэра. Пинаев не скрывает, что хочет остаться еще на один срок.
На первый взгляд кажется, что больших проблем с этим быть не должно: «Единая Россия» неизбежно получит большинство в думе, а Пинаев теперь возглавляет городское отделение партии. Но это на первый взгляд.
Так, к слабым сторонам мэра можно отнести его относительно низкую популярность в городе — разумеется, относительно предшественника Сергея Носова, который, кажется, вечно будет жить в сердцах тагильчан как идеальный мэр. Любой его преемник — а особенно Владислав Пинаев — будет обречен на сравнения с Носовым. И, конечно, не в свою пользу. В этом случае любые проблемы города будут расценивать как результат ошибок мэра. Не успели сдать мост — «ну это мэр виноват, при Носове такого не было». Развалилась недавно отремонтированная набережная — «ну что еще от этого мэра ждать». И так далее. Тут уже не важно, виноват реально Пинаев или нет. Въевшиеся в массовое сознание установки изменить очень и очень сложно, поэтому Владиславу Пинаеву уготована судьба быть всегда «не Носовым».
И, казалось бы, какая разница — ведь прямых выборов мэра в городе нет? Да, но есть и другие выборы. Например, губернаторские. Хорошо известно, что работу мэров оценивают в том числе и по тому, как в их городе голосуют на региональных и федеральных выборах. В 2021 году на выборах в Заксобрание «Единая Россия» показала в Нижнем Тагиле хоть и не блестящий, но и не провальный результат в 34-35%. Но хуже всего, что самый низкий процент у ЕР был в Ленинском округе (34,13%) — том самом, где за выборы традиционно отвечает мэрия.
В этот раз политическую работу Владислава Пинаева будут оценивать по результатам губернаторских выборов. Ему, по идее, надо показать для начальства очень хороший результат, и видно, что он нацелен на это. Например, он присвоил губернатору Евгению Куйвашеву звание почетного гражданина Нижнего Тагила (впрочем, публично губернатору награду пока так и не вручили).
300-летие города, на которое приехали губернатор и полпред, также должно было встроиться в избирательную кампанию. Однако говорить о том, что Нижний Тагил покажет какой-то фантастический результат, пока не приходится. Проблем в городе еще много, и всегда есть риск, что горожане решат «отыграться» из-за них на губернаторе.
Впрочем, даже плохой результат на губернаторских выборах не будет означать, что Пинаева обязательно уберут с поста мэра. Но его позиции могут сильно ослабнуть.
«Вопрос по Пинаеву будут решать после выборов. Если результат будет не очень, у области возникнут сомнения. Тогда будет важно, кто подставит Пинаеву плечо. Получит ЕВРАЗ большинство в думе, значит, их позиция будет решающей. Они смогут либо сказать «оставляйте Пинаева», либо предложить другую кандидатуру. Но все понимают, что поддержат они Пинаева только на своих условиях», — говорит источник, знакомый с политической ситуацией в Нижнем Тагиле.
Другими словами, даже сохранившись в своем кресле, мэр может утратить политическую самостоятельность и попасть в зависимость от той группы, которая будет контролировать городскую думу. Такая перспектива его вряд ли прельщает, но вопрос в том, есть ли у Пинаева ресурсы, чтобы изменить расклад.
Печать