Фото с сайта:
.sejm.gov.pl
В четверг, 20 октября, оппозиционная фракция польского Сейма (нижней палаты парламента) «Гражданская коалиция» потребовала внести в повестку дня заседаний проект резолюции о создании следственной комиссии. Она, в частности, должна установить степень влияния России на энергетическую политику Польши на протяжении последних семи лет.
О необходимости создания комиссии заявил председатель фракции, зампред партии «Гражданская платформа» (ГП) Борис Будка. Он обвинил нынешнюю власть в зависимости польской энергетики от российского угля и в «путинских методах борьбы с оппозицией».
Что это за методы, зампред партии, лидером которой является экс-премьер Дональд Туск, расшифровывать не стал, но поверг в некоторое смятение избранников народа.
Еще месяц назад, 14 сентября, в той же палате возникли беспрецедентно скандальные дебаты вокруг скрываемых фактов комиссии Антония Мачеревича о катастрофе самолета польского президента под Смоленском 10 апреля 2010 года. Тогда острые обвинения в адрес комиссии и правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС) во лжи, нескончаемые скандирования «Позор!» и «Будете сидеть!», обращенные к Мачеревичу и лидеру ЗиС Ярославу Качиньскому, вынудили последнего подняться на трибуну со словами: «Известно, что в Сейме есть агенты Путина, но я не знал, что столько». Теперь оказалось, что влиянию российского президента подвержена, по мнению оппозиции, и партия власти.
Поводом острейших перепалок на этот раз стало непрекращающееся эхо публикации Newsweek Polska, возвращающей события семилетней давности о прослушке известных польских политиков и бизнесменов, ведущих доверительные и, как утверждают, беседы о поставках в страну российского угля (см. «НГ» от 20.10.22). Опубликованные польскими СМИ, эти переговоры стали одной из причин кризиса правительства Туска и победы на парламентских выборах ЗиС в 2015 году. Туск призвал власть провести независимое расследование, поставив под сомнение непредвзятость генпрокуратуры и уж тем более – правящей партии.
Министр юстиции, генпрокурор Збигнев Зёбро обвинил председателя ГП в том, что тот воспользовался только одним из показаний некоего Марчина В. – партнера предпринимателя Марека Фаленты, организовавшего прослушку и отсидевшего 2,5 года за решеткой. Зёбро пообещал обнародовать и другие документы. И свое обещание сдержал.
На сайте генпрокуратуры выложены шесть протоколов объяснений и показаний Марчина В., которые предваряет отдельное заявление генпрокурора. В нем Зёбро объясняет свое решение их обнародовать общественным интересом к прослушке и совокупностью показаний подозреваемого (указанный фигурант сейчас под следствием по другому делу), отвечает на публичные оскорбления Туска прокуратуре, будто она скрывает информацию и отказывается от следствия. В то время как генпрокуратура, свидетельствует Зёбро, открывает «показания, касающиеся криминально-политического сюжета в контексте контактов с Россией».
Погрузиться в выложенные документы одним заходом не получится: объем их содержания с вымаранными фамилиями и с нудными объяснениями потребует значительного времени. Хотя упоминания о польско-российских контактах встречаются часто, иногда даже с географической точностью. Например, там говорится о поездке польских партнеров в 2014 году в Кемерово, где как будто бы и была осуществлена передача материалов прослушки россиянам еще до их попадания в польские медиа. Первое, что выхватили сейчас польские СМИ, – это ссылки на «комиссии за согласие» из «квоты на взятки», которые, опять же, якобы передавались «решалам» из правительственных структур. На все лады обсуждается «новость» о переданных в 2014 году Михалу Туску – сыну экс-премьера – 600 тыс. евро в полиэтиленовом пакете как плату за сделку по ввозу угля из России. Сам Михал назвал это «полной чушью», добавив, что не знаком с Фалентой и Марчином и что он никогда не вызывался ни на какие допросы.
В рядах правящей партии выразили недовольство тем, что Туск призвал создать независимую следственную комиссию, хотя, казалось бы, ЗиС заинтересован в разоблачении оппонентов. Ведь скандал произошел во время правления ГП. Однако, считают в партии, расследование может больше навредить, чем способствовать успеху ее начавшейся избирательной кампании по выборам в парламент в 2023 году.
Rzeczpospolita обращает внимание, что член ЗиС премьер-министр Матеуш Моравецкий является единственным находящимся у власти политиком, чей разговор был записан в варшавском ресторане. Шантажировали ли его, равно как и деятелей ГП? Этот вопрос правомерен и должен возникнуть. «ЗиС является противником создания комиссии, потому что (в результате ее работы) больше всего потеряет премьер-министр Моравецкий, который является героем афер как времен ГП, так и времен правления ЗиС», – резюмирует публицист Яцек Низинкевич.
Печать