Россия надеется, что спор в отношении трехмиллиардного долларового кредита, выданного Украине в 2013 году, будет урегулирован надлежащим образом, а решение по нему исполнено.
Российская же сторона, как заверил недавно премьер-министр Дмитрий Медведев, выплатит Украине 3 миллиарда долларов в соответствии с вердиктом Стокгольмского арбитража. Напомним, в споре «Газпрома» и «Нафтогаза» относительно контрактов на поставку и транзит газа, шведское правосудие встало на сторону Киева, обязав российскую компанию выплатить украинской стороне 2,56 миллиарда долларов. При этом одним из обоснований такого решения стало «тяжелое экономические положение на Украине».
Что касается возврата украинского долга России, здесь речь идет о так называемом «долге Януковича» по еврооблигациям на 3 миллиарда долларов (с пени — 4 млрд.), которые Россия выкупила в 2013 году. В декабре 2015 заемщик должен был их погасить. Но новые украинские власти ввели мораторий на выплаты, и долг оказался просрочен более чем на четыре года. Разбирательства по данному спору проходят в суде Лондона. В декабре Верховный суд Великобритании закончил рассматривать жалобы сторон. Однако вынесение окончательного решения было перенесено на 2020 год.
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП
Дмитрий Солонников – о судебных решениях по газовому спору между Россией и Украиной.
Политические контексты при принятии судебных решений, наверное, имеют место. Но здесь — вопрос работы юристов. Достаточная ли компетенция у юристов, которые отстаивают российские интересы в международных судах для того, чтобы побеждать в этих судах? Опять же, кто там работает?
Не секрет, что в западных судах интересы России отстаивают специально нанятые западные юридические компании. Но если так, если мы отдаем все на откуп западным «партнерам», то, понятно, почему каких-то прорывных результатов в судах, где против нашей страны выдвигаются обвинения, ожидать не приходится.
Мне кажется, что, прежде всего, нужно обратить внимание на компетенцию российских специалистов, участвующих во всех подобных делах. Они как раз принимают решение в самом начале, и потом сопровождают на всех стадиях судебные разбирательства.
На данный момент это основная проблема, которая есть у России в этом плане.
Конечно, Украина будет продолжать свою политику и максимально дистанцироваться от того, что она что-то должна России. И никаких тут сомнений нет — Киев не будет стремиться урегулировать данный вопрос. Будет возможность уклониться от выплат — всячески это будет использовать. Даже если решение суда окажется не в ее пользу.
А если возможности оспаривать долг юридическими инструментами исчерпают себя, значит, будут какие-то другие затяжки.
В конце концов, Украину и принудить было бы возможно, но это вопрос к России: готова ли она арестовывать украинское имущество и проводить жёсткие действия в отношении Киева?
Пока мы этого не делаем. Россия все еще является главным инвестором Украины. И многие наши компании работают на территории Украины, не работая, при этом, на российской — например, в Крыму.
Пока что Россия всячески демонстрирует, что она позицию нынешней украинской власти поддерживает. Значит, ожидать чего-то иного, наверное, не приходится.
Полностью материал на: https://svpressa.ru/politic/article/252737/
Печать