Политолог, эксперт Центра ПРИСП
Никита Буранов – об истории отечественного бесшумного оружия и о лидерстве российских изобретателей в развитии подобного вида вооружения.
А вы знали, что наша страна первой смогла изобрести полноценный глушитель для стрелкового оружия?
И в наши дни Россия является ведущей державой в мире по производству и эксплуатации различных типов бесшумного стрелкового оружия, причем как с интегрированным глушителем, так и самих глушителей отдельно.
Несмотря на то, что фактически прообразы глушителей или, как принято их называть у нас, ПБС (прибор бесшумно-беспламенной стрельбы) появились еще в XIX веке, широко использовать их начали лишь в годы Второй мировой войны. Причем наша страна оказалась тут на передовой позиции. В Германии и вовсе почти не было таких наработок, а британцы использовали даже арбалеты. У них получилось создать бесшумный пистолет «Велрод» и карабин «Де Лизл» специальной конструкции, но пистолет был громоздким и неудобным, а карабин – маломощным. Их заокеанские коллеги придумали арбалеты-пистолеты «Маленький Джо», которые тоже в целом были неудачны. Как же нам удалось опередить конкурентов? Сегодня поговорим о развитии и эволюции отечественных бесшумных стрелковых систем.
БраМитРазведчики, шпионы и диверсанты всегда нуждаются в бесшумном, но убойном огневом средстве, которое помогло бы им в их нелегком деле устранения часовых, захвате «языка». Да и шпионские перестрелки на улицах какого-нибудь швейцарского городка, как в сериале «Семнадцать мгновений весны», выглядели бы не столь романтично.
Любопытно, но факт: у нас первыми смогли разработать глушитель узнаваемой цилиндрической формы, который дополнительно устанавливался на ствол оружия и при этом значительно снижал слышимость стрельбы. Его изобрели братья Иван и Василий Митины, отсюда и такое, на первый взгляд, экзотическое название «БраМит» (братья Митины). В 1940 году комплекс встал на вооружение. Надо сказать, что первый глушитель Митиных для револьвера системы «Наган» появился еще в 1929 году. В 30-е годы его доработали и придумали такой же прибор для нашей основной винтовки Мосина. Интересно, что велись работы над глушителем для самозарядной СВТ-40 и даже для пулемета(!) ДП-27, правда, их не приняли на вооружение.
Конструктивно «БраМит» проложил дорогу всем известным в наши дни глушителям. Это цилиндрическая полая камера, которая крепится к стволу. Внутри она разделена на два (сейчас больше) отсека, между которыми проложены резиновые вставки – обтюраторы. При выстреле избыточные пороховые газы, дающие шум, оставались в этих отсеках и стравливались через отверстия, что и давало гораздо более тихий выстрел. Для стрельбы использовались облегченные патроны с меньшей навеской пороха и легкой пулей, что еще больше снижало звук выстрела. В наши дни количество камер в глушителе увеличивается, а значит растет его эффективность.
В годы войны было произведено свыше 5 тысяч глушителей для нужд РККА и отдельных разведывательных подразделений или агентов. «БраМит» выдерживал до 200 выстрелов, после чего приходилось менять обтюраторы, и чистить быстро засоряющийся глушитель. В целом он зарекомендовал себя неплохо, немцы даже пытались скопировать его и охотно использовали трофейные глушители.
ПБСА что же было после войны? Наши бывшие союзники стали отказываться от бесшумного оружия. А вот в СССР, наоборот, работали и всю войну, и после нее. Так появился легендарный ПБС-1. Задачу на разработку прибора поставили военные, которые уже не мыслили боя без разведподразделений, оснащенных тихим оружием в засаде, разведке или ночью. Разработкой занялось НИИ-61 (сейчас это ЦНИИТОЧМАШ), которое в течение целых 5 лет с 1950 года доводило новый прибор до необходимых характеристик. На выходе получился, пожалуй, лучший и по сей день универсальный глушитель для штатного общевойскового оружия. АКМ и АКМС, оснащенные этим прибором, получали индекс «Б» (бесшумный) к своей аббревиатуре. Даже сейчас в нашей армии многие «спецы» предпочитают АКМБ.
Принцип работы ПБС и его предшественника общий – те же камеры и обтюраторы, но в большем количестве. Также был разработан и специальный патрон с уменьшенной скоростью УС-1. В результате АКМБ бил на 400 метров с неплохой кучностью, а при ненадобности прибор просто снимался, можно было вести бой штатными боеприпасами. Такого прибора до сих пор ни у кого из конкурентов нет.
Производящиеся за рубежом аналоги можно назвать скорее «саундмодераторами», так как малоимпульсный патрон 5,56 НАТО остается сверхзвуковым, что сильно повышает уровень шума при стрельбе. Эти «банки» на ствол не сравнятся с ПБС. Хотя отдельные разработки под пистолетный или специальный патрон 300АС уже имеются, пистолетные калибры не обеспечивают необходимой убойности, а 300-й калибр, в целом аналогичный нашим УС, является нишевым и не может конкурировать в универсальности при схожих характеристиках.
«Винторез»Но и этих достижений нашим оружейникам было мало. ПБС все же остается универсальным глушителем, не лишенным недостатков. Все так же нужно менять обтюраторы, все так же часто чистить из-за повышенного осадка нагара внутри корпуса глушителя. Да и пороховые газы при интенсивной стрельбе образуют своеобразное облако вокруг стрелка, демаскируя его.
В начале 1980-х годов в СССР начинаются разработки нового поколения бесшумного оружия под шифром «Винторез». В наши дни образ спецназовца с характерной бесшумной винтовкой или автоматом с интегрированным глушителем является своего рода визитной карточкой отечественных спецподразделений. Винтовки и автоматы этой серии стали одними из самых узнаваемых в мире.
Но узнаваемость и слава – это только половина дела, «Винторез» и семейство винтовок и автоматов на его базе оказались весьма смертоносным оружием. И вот почему.
Все тот же ЦНИИТОЧМАШ пошел по принципиально новому пути, разработав с нуля весь стрелково-патронный комплекс. В результате появились патроны калибром 9х39 СП-5 и СП-6. Этот дозвуковой патрон на дальностях до 400 метров пробивает 8-миллиметровый стальной лист, что уж говорить о средствах индивидуальной бронезащиты. Позже к номенклатуре добавляются и бронебойные патроны СПП и БП.
В самой конструкции винтовки был интегрирован глушитель принципиально новой конструкции. Он не требовал сменных обтюраторов. Его конструкция рассеивает газы на два потока, которые друг друга тормозят и гасят, а затем выводятся наружу гораздо тише, чем в ПБС-1. Простая и удобная конструкция обеспечивает бойца с «Винторезом» (официально – ВСС, винтовка снайперская специальная) возможностью маневра и эффективного применения винтовки. К примеру, в Чечне российский снайпер, замаскировавшись в кроне дерева, смог в одиночку уничтожить целую группу бандитов прежде, чем те поняли, откуда открыт огонь.
На базе ВСС создан и автомат «Вал», который отличается магазинами повышенной емкости, рукоятью под цевьем и складным прикладом. Позже, в 90-е годы, появились новые бесшумные комплексы 9А91 и ВСК-94, в которых используется схема со съемным глушителем. А в наши дни идет разработка и внедрение еще более современного малогабаритного автомата АМБ-17 под тот же калибр.
В этой статье мы не стали затрагивать другие бесшумные комплексы, а их у нас создано немало – и снайперские винтовки, и гранатометы, и даже минометы. К ним мы вернемся в отдельной статье. Неизменным остается только одно – лидерство нашей страны в части производства и эксплуатации бесшумного оружия. И в этом мы надолго опередили весь мир.
Ранее опубликовано на: https://histrf.ru/biblioteka/b/tikhiie-i-smiertonosnyie-istoriia-otiechiestviennogho-biesshumnogho-oruzhiia
Печать