Политолог, эксперт Центра ПРИСП
Николай Пономарев считает, что правительство Дмитрия Медведева действовало строго в рамках неолиберальной парадигмы, которую российские власти последовательно используют в качестве главного ориентира развития в течение последних десятилетий.
Правительству Дмитрия Медведева не удалось улучшить положение дел в стране, считает 74% россиян, опрошенных«Левада-центром». И только 3% респондентов оценили работу ушедшего правительства положительно. О новом главе кабмина Михаиле Мишустине 85% опрошенных до дня назначения даже не слышали, но 38% респондентов надеются на улучшение. Однако почти половина опрошенных россиян (46%) подобных иллюзий не испытывают и полагают, что изменений положения в стране с назначением нового правительства ждать не стоит.
Политика «оптимизации» образования и здравоохранения начала реализовываться задолго до появления Дмитрия Медведева в кресле премьер-министра. Пенсионная реформа является результатом логического развития того курса, который был избран политическим руководством страны задолго до появления Медведева в числе первых лиц государства.
Нужно понимать, что экс-премьер в данном случае выступил лишь техническим исполнителем инициативы по повышению пенсионного возраста. Специфика политического режима в России такова, что исполнительная власть фактически напрямую контролируется президентом.
Также важно помнить, что к моменту анонсирования пенсионной реформы Медведев уже обладал существенным антиобразом. По данным ВЦИОМ, с середины апреля 2017 года до конца мая 2018 года индекс доверия к главе правительства колебался в пределах от — 6 до 2. Накануне анонсирования реформы о доверии к премьеру заявляли лишь 12% россиян. В этой ситуации со стороны власти было логичным шагом возложить ответственность за априори непопулярную реформу на премьер-министра, давно уже ставшего «хромой уткой». Дмитрий Медведев в данном случае действительно был идеальным кандидатом на роль «плохого боярина».
Премьер-министр в России не обладает полноценной политической субъектностью. Последним человеком на посту главы правительства, пытавшимся проявлять самостоятельность в выборе политического курса, был Евгений Примаков. И именно это стало одной из причин его скорой отставки. Кабинет Мишустина будет действовать строго в рамках коридора решений, заданного волей президента. Перезагрузка политического курса будет возможна лишь в случае соответствующего решения со стороны главы государства. Мишустин не будет исправлять ошибок Медведева. В лучшем случае, мы будем наблюдать, как Владимир Путин проделает работу над исправлением им же допущенных ошибок, пусть и руками членов нового кабинета министров.
Вероятность отмены пенсионной реформы равна статистической погрешности. Проведение в жизнь пенсионной реформы стоило политическому руководству слишком многого. Также нет четкой гарантии того, что эта мера позволит действующей власти вернуть «крымский» уровень популярности.
Повышение пенсионного возраста вместе с прочими непопулярными реформами и последствиями экономического кризиса нанесли слишком сильный удар по патернализму широких масс. Решение об отказе от планов повышения пенсионного возраста должно было прозвучать из уст президента еще в июле 2018 года. В этом случае мы бы наблюдали рост поддержки первого лица, сопоставимый с показателями 2014 года. Однако глава государства предпочел пожертвовать своим «тефлоновым» имиджем ради реализации реформы.
Новый кабинет министров может рассчитывать на кредит доверия со стороны условных лоялистов. Это достаточно многочисленная группа населения, к ее представителям можно отнести более 40% граждан. Однако поддержка с их стороны обеспечивается авторитетом власти как таковой, а не спецификой восприятия премьера и прочих членов правительства. В данном случае, на мой взгляд, уместно провести аналогию с восприятием обществом фигур Михаила Фрадкова и Виктора Зубкова. Авторитет последних выстраивался исключительно на доверии к главе государства, выдвинувшему их на позицию премьер-министра. Дмитрий Медведев, так или иначе, рассматривался обществом как потенциальный преемник главы государства, в нем видели личность. Михаил Мишустин изначально рассматривается (или, по крайней мере, активно позиционируется в медиапространстве) как техническая фигура.
Полностью материал на: https://svpressa.ru/society/article/256351/
Печать