Политолог, эксперт Центра ПРИСП Артем Филиппов – о Пите Буттиджиче — новом герое демократического истеблишмента США, претендующем на пост президента страны.Результаты недавних демократических кокусов (партийных съездов) в Айове не должны удивлять стороннего наблюдателя:
очевидный проигрыш Джо Байдена не представляет собой из ряда вон выходящее событие. Об уязвимости кандидатуры экс-президента США мы уже не раз писали на протяжении последних нескольких месяцев. Куда интереснее выглядит успех Пита Буттиджича, стремительно набирающего популярность политика, с труднопроизносимой для многих американцев фамилией, сумевшего пусть ненамного, но потеснить еще одного традиционного демократического фаворита, сенатора от штата Вермонт Берни Сандерса.
Начало пути: молодое дарование38-летний Пит Буттиджич — первый в истории Соединенных Штатов миллениал, претендующий на пост президента страны, родился в семье иммигранта с Мальты Джозефа Буттиджича и американки Дженнифер Энн Монтгомери, девушки из военной семьи, на протяжении нескольких поколений проживающей в штате Индиана. Джозеф Буттиджич — священник-иезуит — по приезду в США стал преподавателем европейской литературы, профессором Университета Нотр-Дам с 29-летним стажем, а также переводчиком и редактором трехтомного английского издания тюремных тетрадей философа и основателя Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши. В своих мемуарах Пит Буттиджтч описал отца, как «левого интеллектуального иммигранта, живущего в Америке». Энн Монтгомери, по убеждениям протестантка, также является выпускницей Нотр-Дама и отставным профессором этого университета.
Католический бэкграунд отца, по-видимому, сыграл свою роль, когда в 2000 году талантливый юноша, получивший отличное начальное образование в старшей школе святого Иосифа, выиграл первый приз Президентского музея и Библиотеки имени Джона Кеннеди за эссе на тему мужества. Любопытно, что в качестве героя эссе Буттиджич выбрал своего нынешнего соперника по демократической номинации Берни Сандерса, политического вольнодумца, открыто объявившего себя демократическим социалистом, что еще два десятка лет назад было практически неприличным сочетанием слов для любого серьезного американского политика.
Награду за эссе юный Пит получил из рук дочери 35-го президента США Джона Кеннеди Кэролайн: одаренного старшеклассника из хорошей семьи, относящейся к элите «штата верзил», как еще называют Индиану, заметила одна из самых могущественных «глубинных» сил Демократической партии. Некоторые исследователи считают, что некогда семья Кеннеди точно таким же образом заметила молодого и талантливого юриста-преподавателя из Иллинойса Барака Хуссейна Обаму, чем все закончилось — прекрасно известно.
Степень бакалавра Пит Буттиджич получил в Гарвардском университете (литература, история), второе высшее — в Оксфорде (философия, политика, экономика). Еще со студенческих лет Буттиджич увлекался различными политическими акциями, будучи президентом студенческого совета Гарвардского института политики. В 2004 году он принимал участие в президентской кампании Джона Керри, а уже в Оксфорде не только был членом редакции журнала «Международное обозрение Оксфорда», но и стал одним из учредителей студенческого клуба «Проект демократического возрождения». Биографы отмечают, что Буттиджич отличался большими способностями и успехами в учебе, успев, помимо всего прочего добавить в багаж своих знаний норвежский, французский, испанский, итальянский, мальтийский и арабский языки. В твиттере Буттиджича на третьем месте резюме после «кандидат в президенты» и «ветеран Афганистана» стоит «музыкант»: молодой политик владеет навыками игры на гитаре и фортепиано.
После учебы Буттиджич работал журналистом, в том числе в структурах NBC News, с 2007 по 2010 годы занимался бизнесом и стратегическим управлением в чикагской консалтинговой компании McKinsey & Company. Кстати, первая его командировка в Афганистан, где он изучил фарси, была как раз по линии этой компании. В 2009 году Буттиджич получил звание мичмана (позднее став лейтенантом) разведки военно-морского резерва США, пройдя специальную программу под эгидой ВМС.
Мэр на войне и каминг-аутВ ноябре 2011 года 29-летний Буттиджич побеждает на выборах мэра родного города Саут-Бенд, набрав 74% голосов. На посту главы города Буттиджич добился экономического подъема вверенной ему территории за счет грамотного привлечения инвестиций. В 2014 году он на семь месяцев покидает свой пост, так как был призван на службу в Афганистан и направлен в подразделение по борьбе с сетями, финансирующими терроризм. Находясь в неоплачиваемом отпуске, Буттиджич продолжал управлять Саут-Бендом через своего заместителя при помощи телефона и скайпа. Сегодня молодой кандидат в президенты может смело заявить, что обладает большим военным опытом, чем многие его политические оппоненты, например, Дональд Трамп, как известно уклонившийся в свое время от военной службы. Заслуги Буттиджича на гражданской и военной службе были по достоинству оценены: помимо ряда наград он получил престижную премию J. F. K. New Frontier Award, вручаемую американцам до 40 лет за успехи на госслужбе.
В 2015 году Буттиджич переизбирается мэром Саут-Бенда на второй срок и тогда же в интервью местной газете объявляет о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, чтобы поддержать представителей ЛГБТ-сообщества Индианы, чьи права, по его мнению, нарушались сенатом штата. В 2018 году Буттиджич вступил в брак с учителем частной школы Честоном Глезманом.
Самый молодой кандидат в президентыО намерении побороться за демократическую номинацию Пит Буттиджич объявил 14 апреля прошлого года перед собравшимися жителями Саут-Бенда. По словам кандидата, его молодой возраст — преимущество, так как он представляет поколение, которому брошен вызов в виде глобального потепления и экономических проблем. В политической программе Буттиджича, безоговорочного адепта «демократического капитализма», содержится утверждение о желании вернуться к «честной политике», сосредоточиться на вопросах климата, всеобщего здравоохранения, расовой и половой дискриминации, регулирования оборота огнестрельного оружия, проведения избирательной реформы в виде отмены института выборщиков и перехода к прямому голосованию. В общем «свобода, безопасность и демократия», как гласит один из лозунгов его избирательной кампании.
Конечно, борьба за демократическую номинацию только начинается. Еще не сказал своего последнего слова Джо Байден, в своих комментариях после Айовы ясно давший понять, что не считает своих соперников-демократов способными на равных бороться с действующим президентом США Дональдом Трампом, катком прошедшегося по своим соперникам на аналогичных республиканских кокусах. Берни Сандерс и его шумная армия левацкой молодежи из университетских кампусов также не собирается сдаваться. Не стоит сбрасывать со счетов сенатора Элизабет Уоррен, занявшую в Аойве четвертое место, и, конечно же, теневого фаворита гонки 108-го мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга.
Агентство Reuters уже обратило внимание на изощренную тактику позднее других вступившего в борьбу Блумберга, пропускающего не только Айову, но и три других штата, что позволяет ему сосредоточить усилия своего штаба на «более крупных и богатых делегатами штатах, которые начнут голосовать с марта месяца». Уже сейчас Блумберг потратил на политическую рекламу на национальном телевидении больше, чем десять других демократических кандидатов вместе (заодно взвинтив цены на рекламу в ряде штатов, что серьезно бьет по карману некоторых его соперников), а число сотрудников его штаба в Калифорнии, например, в три раза превышает по численности команду Сандерса в этом штате.
Плюсы и минусы профиля кандидатаО шансах Буттиджича получить итоговую номинацию от демпартии говорить еще рано, тем более что у него явные проблемы с избирателями-афроамериканцами после нашумевшей истории увольнения им шефа полиции Саут-Бенда и еще одного офицера, незаконно отслеживавших телефонные звонки своих коллег. Оба уволенных были темнокожими, что вызвало шквал критики и обвинений молодого мэра в расизме. В 2015 году во время одного из выступлений Буттиджич заявил: «Все жизни имеют значение (All lives matter)», что афроамериканские активисты расценили как вызов, так как этот слоган часто использовали противники движения «Черные жизни имеют значение» (Black Lives Matter), выступающего за права негров. Позднее Буттиджич оправдывался тем, что был не в курсе контекста этой фразы.
Публичная приверженность молодого кандидата в президенты христианству (сын католика и протестантки является прихожанином епископальной церкви) играет на руку в глазах значительного числа американских избирателей, для которых религия по-прежнему играет огромную роль в их жизни. В точности неизвестно, как на гей-брак Буттиджича отреагируют широкие массы, тем более что после Айовы уже вспыхнул скандал, когда одна из избирательниц-демократок, не знавшая о подробностях личной жизни кандидата, потребовала вернуть ее голос, отданный за Буттиджича.
Политологи отмечают, что образ молодого интеллектуала и прогрессиста достаточно притягателен для избирателей. Буттиджича упрекают в недостатке опыта, но последние экономические успехи возглавляемого им города говорят сами за себя. Низкую узнаваемость на старте кампании кандидат, судя по Айове, триумфально преодолевает, оргкомитет по его выдвижению успешно продолжает собирать деньги на кампанию, причем среди жертвователей, в основном, рядовые американцы.
Свой парень для истеблишментаРоссийские СМИ, упоминая Пита Буттиджича, привычно делают акцент на его молодости и гомосексуальном браке, не всегда уделяя должное внимание тому факту, что мэр Саут-Бенда отлично подходит на роль «своего парня» для американского истеблишмента, причем не только демократического. Простой пример. В США сложился двухпартийный консенсус по отношению к арабо-израильскому конфликту, за исключением, пожалуй, сторонников Берни Сандерса, в основной своей массе симпатизирующих палестинцам. В преддверии кокусов в Айове по местному телевидению прошла серия рекламных роликов, в которых ставились под сомнение шансы на избрание Сандерса в силу сердечного приступа, пережитого сенатором в прошлом году, и его откровенно левых позиций. Нетрудно догадаться, что политическую рекламу на сумму в $ 681 тыс. оплатила лоббистская организация «Демократическое большинство за Израиль», ставящая своей целью побороть растущий среди демократов скептицизм в отношении действий израильского правительства. Между тем, сам Буттиджич выступает за укрепление отношений США и Израиля, вписываясь в традиционную повестку.
Напомним, что в 2016 году президентская заявка Берни Сандерса была фактически уничтожена Национальным комитетом Демократической партии, попавшим под прямое управление представителей Фонда Клинтона, сосредоточившего ресурсы и лучших технологов партии в штабе Хиллари Клинтон. В этой кампании истеблишмент демпартии начал бить по демократическому социалисту Сандерсу уже сейчас, несмотря на огромное сопротивление леволиберальной прессы, которой не удалось помочь своему фавориты четыре года назад, и вряд ли эта ситуация изменится в 2020-м. Питу Буттиджичу это до поры до времени не грозит, пока что его избирательная кампания оттягивает голоса части молодых прогрессистов, способных присоединиться к лагерю Сандерса, а значит выполняет свою задачу.
С точки зрения интересов России на международной арене, нам должно быть интересно взглянуть на потенциально одного из самых влиятельных акторов американской политики ближайших десятилетий. И вот тут можно смело утверждать, что в лице Буттиджича американский истеблишмент явно не ошибся. В недавнем интервью The Washington Post кандидат в президенты отметил, что США вряд ли могут вновь вернуться к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по контролю над иранской ядерной программой, из которого со скандалом вышла администрация Трампа, поэтому Вашингтону следует воспользоваться экономической уязвимостью Ирана. Пока, как мы знаем, политика санкций в отношении Тегерана не принесла успеха американским ястребам.
Ранее Буттиджич поддерживал вторжение США в Афганистан в 2001 году, выступал за американские санкции против Венесуэлы, критиковал КНР за политику в отношении этнических уйгуров в Синьцзяне, недоумевал из-за намерения президента вывести американские войска из Сирии, выражал «обеспокоенность» решением президента Обамы помиловать Челси Мэннинг и утверждал, что сведения о злоупотреблениях спецслужб должны становиться достоянием общественности через расследования в Конгрессе, а не деятельность разоблачителей по типу Эдварда Сноудена. Одновременно Буттиджич призывает к выводу американских войск из Афганистана и прекращение поддержки Саудовской Аравии в ее войне в Йемене, так что молодого кандидата можно назвать довольно умеренным по американским меркам политиком.
Настораживает тот факт, что заявления Буттиджича в отношении Ирана отлично ложатся в канву распространенного за океаном мнения, согласно которому интересы США всегда «согласовывались» с «общечеловеческими ценностями», что далеко от реальности. Есть опасность, что Буттиджич действительно может поверить в этот постулат, на протяжении десятилетий извращающий внешнюю политику Соединенных Штатов.
Говоря о шансах Пита Буттиджича в этой президентской кампании и в дальнейшей политической карьере, заметим, что его можно в чем-то сравнить с Бараком Обамой, только без присущей первому темнокожему президенту харизмы. Сам Обама крайне позитивно отзывается о молодом политике, рассматривая его в числе одного из четырех демократов, которые возглавят партию в будущем. Буттиджич — интеллектуал-технократ. Ему не 100 лет, как Байдену, он не такой отъявленный социалист, как Сандерс и, самое главное, он не Трамп. Кажется, для избирателей-демократов в Айове этого оказалось вполне достаточно.
Ранее опубликовано на: https://eadaily.com/ru/news/2020/02/08/pit-buttidzhich-novyy-geroy-demokraticheskogo-isteblishmenta-ssha
Печать