Национальная ассоциация экспертов по деловой этике, этикету и протоколу предлагает запретить пассажирам прослушивать в общественном транспорте аудио и смотреть видео без наушников. По данным проведенного опроса, 94 процента граждан крайне негативно относятся к публичному шуму от музыки и фильмов, а 13 процентов готовы перейти к физическому воздействию, чтобы восстановить тишину.
Политконсультант, журналист, эксперт Центра ПРИСП
Антон Крылов задается вопросом, а надо ли принимать недействующие законы.
Инициатива о запрете шума в транспорте меня, признаться, удивила. Я полагал, что такая норма в законе давно есть. Просто она не работает. Как не работает и запрет на публичную матерную брань.
И стар и млад без какого-либо стеснения разговаривают матом на улицах столицы, и я не помню, чтобы хоть к кому-то подошел полицейский. Больше того, из уст служителей порядка запрещенные Роскомнадзором нехорошие слова звучат с такой же печальной регулярностью.
То, что закона о шуме пока просто не существует, вызывает некоторый осторожный оптимизм. Почти во всех транспортных средствах сегодня есть камеры. Звук они вроде бы не пишут, но прогресс не стоит на месте: скоро начнут. А значит, если кто-то включит любимую музыку через колонку, то можно будет связаться с водителем или машинистом и вызвать наряд к ближайшей остановке. После чего нарушителя уведут, а факт правонарушения будет зафиксирован записью, живые свидетели не понадобятся.
Смею надеяться, что вместе со слушателями музыки через колонку исчезнут криворукие гитаристы без слуха и голоса, терзающие уши пассажиров и светлую память Виктора Цоя. А также (верится с трудом, но вдруг!) продавцы всего самого нужного за копейки.
Хотя постойте. Торговля в электричках и так запрещена, а для того, чтобы доказать факт обмена товаров на деньги, звукозапись не нужна, достаточно видео. Однако все равно торгуют — и в электричках, и даже в метро.
То есть закон о торговле, как и о нецензурной брани, есть. Но они оба не работают.
В связи с этим возникает вопрос: а надо ли принимать еще один недействующий закон? Наказывать по нему будут редко, и то лишь тех, кто совершил более серьезный проступок (так матерную брань традиционно дописывают в протокол о задержании пьяных или хулиганов).
Ответ при этом вполне однозначный: любой закон должен работать. Или его надо отменять. Или спрашивать с полицейских, которые не обеспечивают его выполнение. Но законопослушные граждане страдать не должны точно.
Ведь всем, кроме матерящихся, комфортнее, когда вокруг не выражаются. Всем, кроме армии торговцев, комфортнее, когда поездка не превращается в базар. Всем, кроме владельцев колонок и расстроенных гитар, комфортнее не слушать чужую музыку.
Поэтому важно не только принять закон, но и обеспечить его выполнение. Иначе поездка в общественном транспорте так и останется лотереей — либо повезет, либо нет: из переносной колонки будет петь что-нибудь жизнеутверждающее Сергей Шнуров, ему эхом будет вторить компания веселых подростков, а всех их будут пытаться перекричать торговцы.
Конечно, от этого всего могут спасти наушники с хорошей звукоизоляцией. Но раз мы платим налоги и за проезд, хотелось бы, чтобы вокруг были тишина и порядок.
Ранее опубликовано на: https://vm.ru/opinion/782131-ochen-hochetsya-tishiny
Печать