Алена Август и Петр Быстров – о смыслах нового обращения президента РФ Владимира Путина.
Президент Владимир Путин выступил со вторым обращением к россиянам. Глава государства отметил, что полностью предотвратить распространение коронавирусной инфекции не удалось, но выиграно время – в другой ситуации все могло быть намного хуже. Путин продлил режим самоизоляции до 30 апреля, пообещал дополнительные меры поддержки экономики и социальной защиты граждан. Главное, что показала эта неделя, – на фоне борьбы с эпидемий происходит сплочение нации.
Алена Август и
Петр Быстров считают, что те меры, которые озвучил президент в своем обращении к народу, правильные, однако остается открытым вопрос - хватит ли их, чтобы справиться с чрезвычайной ситуацией, которая сложилась с пандемией коронавируса.
Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август:Президент логично
предложил главам субъектов принимать самостоятельные решения по введению того или иного режима. У нас действительно разная ситуация во всех регионах. Есть субъекты, куда вирус не зашел. Есть регионы, как Республика Коми, где 50 человек в одном отделении больницы было заражено. Для губернаторов история с пандемией – это лучшая проверка на прочность, чем могли бы показать рейтинги, опросы, исследования, фокус-группы. Губернаторы обязаны предпринимать меры, но, если обстановка позволяет, они могут сокращать срок карантина в определенном случае.
Есть у нас и такой пострадавший, как экономика. Она такого карантина может не выдержать, ни с точки зрения выплаты зарплат, ни с точки зрения возможности работы для людей. Их и так увольняют под разными предлогами, серые схемы используют по полной. А как выживать ресторанам, учреждениям культуры, мелкому бизнесу? Чем дальше, тем больше люди будут вспоминать, как можно экономить.
К сожалению, финансовая грамотность – это не российский конек. Люди подушку безопасности не создавали. Поэтому с точки зрения спасения экономической ситуации в регионах решения могут быть разными. Мы знаем субъекты, где есть один-два заболевших и малый поток приезжающих, но перекрыли все. В Ростовской области, например, перекрыли сообщение. В Краснодарском крае действует усиленный режим.
Сколько бы ни говорили о том, что все решения в регионах принимают «под козырек», нынешняя ситуация показала уровень самостоятельности, и это правильно. Не всегда надо полностью повторять, что делает Москва. Регионы разные по территории, активности и мобильности населения.
Да, столица сегодня – самый опасный регион. Люди живут скученно, миллионы приезжих. Я с ужасом смотрю, что у нас строится огромный ЖК и мимо нас ходят рабочие. Но в каких-то регионах с возможностью быстрой локализации решения должны быть другими. А не так, как в городе Березники, где ввели пропуска для сотрудников администрации, которые получить можно было только в бумажном виде. И в итоге скопилась очередь из тех, кому эту бумагу надо получить. Нелепая ситуация, сейчас очереди любые являются источником опасности.
Поэтому глава государства дал понять – ребята, включайте голову, думайте перед тем, как принимать решения.
Политтехнолог, вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Петр Быстров:
Те меры, которые озвучил президент в своем обращении к народу, правильные. Вопрос в том, хватит ли их, чтобы справиться с чрезвычайной ситуацией, которая сложилась с пандемией коронавируса. Понятно, что мы впервые переживаем такое. Ни у кого готовых решений и рецептов нет. Я думаю, что, вполне возможно, эти меры будут ужесточены. И как один из вариантов – ужесточение их на уровне крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга. Там проблема стоит наиболее остро. Поэтому президент разрешил губернаторам принимать решения.
Губернаторы могут и должны принимать такие решения. Если происходит неблагоприятное развитие эпидемиологической ситуации, с них спросят. Мы видим сегодня конкретный пример – отставку губернатора Республики Коми Сергея Гапликова.
Полномочные представители во многом взаимодействуют с силовыми ведомствами. И, естественно, роль полпредов вырастает. Не исключено, что в некоторых субъектах потребуется вмешательство, в том числе силовых структур. Кроме того, полпредства и создавались исходно как некие контрольно-надзорные органы, которые призваны мониторить ситуацию в регионах и оценивать эффективность органов власти. В ситуации усиления роли субъектов усиливается и роль полпредов. Возможно, полномочные представители смогут сигнализировать в федеральный центр, если губернаторы работают недостаточно эффективно.
Полностью материал на: https://fedpress.ru/article/2469353
Печать