Политолог, эксперт Центра ПРИСП Артем Филиппов – о непростом положении национальной экономики, когда за несколько недель миллионы американцев перешли из обстановки комфортного образа жизни среднего класса к серьезной нужде.Экономические последствия пандемии Covid-19 оказывают гораздо более
глубокое и серьезное влияние на Соединенные Штаты, чем первоначально предполагало большинство экспертов. Пандемия коронавирусной инфекции оказалась настоящим стресс-тестом для американской экономики, что подтверждают слова старшего советника Белого дома Кевина Хассета, публично признавшего «тяжелое положение» национального рынка труда, который, по его словам, может достигнуть негативных показателей времен Великой депрессии 90-летней давности.
Администрация президента Дональда Трампа предпринимает беспрецедентные меры по выправлению непростой ситуации, в частности, подготовив законопроект о федеральном пакете экономических стимулов (The CARES Act), принятый Сенатом и Конгрессом и подписанный Трампом 27 марта. Пакет экономической помощи в размере $ 2 трлн или 10% от ВВП страны уже сейчас можно назвать самым крупным в истории США. Например, в 2009 году для спасения финансов и экономики страны был выделен $ 831 млрд. В руководстве США широко распространено мнение, что федеральная помощь должна решить проблему экономических последствий пандемии коронавируса за счет прямых финансовых платежей американцам, а также кредитов крупной и малой промышленности.
16 апреля Трамп представил план поэтапного снятия режима карантина и возобновления коммерческой и производственной деятельности, на пресс-конференции 23 апреля президент США выразил надежду на быстрое экономическое восстановление после «открытия штатов». Южная Каролина, Джорджия, Теннесси, Миннесота и Монтана уже выразили желание «открыть» свою экономику в как можно быстрые сроки, что вызвало серьезные возражения со стороны специалистов-эпидемиологов и политических оппонентов Трампа, настаивающих на том, что поспешное снятие мер карантина приведет к очередной вспышке коронавируса. Несмотря на это, 20 апреля Трамп заявил, что его администрация работает над законопроектом по освобождению корпораций от юридической ответственности за рабочих, которые могут заразиться инфекцией в результате досрочного выхода на работу. Вопрос возобновления экономической деятельности во многом становится вопросом политического выживания Трампа на приближающихся президентских выборах.
Рядовых американцев интересует, прежде всего, вопрос о выплате обещанных правительством $ 1 200 на взрослого человека и $ 500 на ребенка в возрасте до 16 лет. Это тем более актуально, что по данным опроса агентства Bankrate, в январе 2020 года (до массового сворачивания деловой активности) только 41% американцев располагали лишней тысячей долларов на «черный день». Если судить по публикациям в американских СМИ, многие жители США до сих пор не получили обещанную финансовую помощь от правительства, при этом ее оказались лишены некоторые категории граждан, например, почти 18 млн студентов, для которых было сделано единственное послабление в виде заморозки процентов по кредитам за учебу на время пандемии. При этом The CARES Act предусматривает выделение $ 14 млрд помощи колледжам по всей стране, из которых лишь часть пойдет для поддержания финансового положения учащихся высших учебных заведений. Сегодня средний долг американского студента составляет $ 28 тыс., и финансовая помощь правительства в условиях, когда только на учебники в семестр уходит несколько сотен долларов, пришлась бы студентам весьма кстати. Это, кстати, уже стало поводом для забастовки аспирантов Колумбийского университета, потребовавших у правительства финансовую помощь на все время кризиса, а также отмену платы за аренду университетских квартир.
Похожие проблемы коснулись и выплат обещанных правительством дополнительных $ 600 каждому американскому безработному, количество которых в последние пять недель увеличилось на 26,5 млн человек, а если прибавить к этому числу 7 млн официальных безработных, насчитывавшихся до кризиса, то общее число американцев, не имеющих сегодня работы, составит свыше 33 млн человек, или более 20% от рабочей силы. В отдельных штатах сложилось особенно трудное положение. Департамент труда Нью-Йорка (8% от ВПП США) сообщает, что за последние пять недель общее число новых заявок на пособие по безработице достигло 1,4 млн, что более чем на 2 100% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Миллионы безработных американцев, которые смогли справиться с достаточно сложным онлайн-процессом подачи заявок на пособие (так как в ряде штатов из-за перенапряжения социальных служб не принимаются заявки по телефону), не получили в апреле ни доллара. По данным The Pew Research Center, из 10 млн обратившихся за пособиями в марте, только 29% получили их в этом же месяце, хотя никто не отменял обязанность американцев платить по счетам. Например, во Флориде свои пособия получили менее 16% подавших заявки после 15 марта. В докладе говорится, что безработные работники «сталкиваются с мешаниной различных государственных правил, определяющих, при каких условиях они могут претендовать на пособия, сколько они получат, и как долго это будет продолжаться».
Между тем, по оценкам правозащитных групп, в США находятся свыше 11 млн нелегальных иммигрантов, которые вообще не имеют никакой возможности подать заявление на пособие, и многие из них, потеряв работу, остались без какой бы то ни было поддержки. Возникает парадоксальная ситуация: есть рабочие руки и логистические возможности для того, чтобы, например, забрать сельскохозяйственную продукцию, бесплатно предлагаемую многими фермерами в помощь продовольственным банкам, очереди из нуждающихся к которым выстраиваются во всех американских городах. Однако чиновники Минсельхоза США оказались не в состоянии наладить оперативную доставку овощей и фруктов в места раздачи продовольствия, в результате тысячи тонн продукции остались гнить на полях. По статистике министерства, пандемия коронавируса способна привести к тому, что «число детей, испытывающих нехватку продовольствия, может возрасти до 18 миллионов» — самый высокий показатель за последние 25 лет.
Поскольку пандемия привела к закрытию многих предприятий и вынуждает фондовый рынок испытывать малоприятные колебания, уверенность американцев в национальной экономике, согласно экономическому индексу Rasmussen Reports, упала в апреле сразу на 45 пунктов по сравнению с предыдущим месяцем, что стало самым низким показателем за последние шесть лет. И сегодня, как считают эксперты компании, американская экономика в целом сокращается самыми быстрыми темпами со времен Второй мировой.
Коронавирус оказал негативное влияние и на одну из наиболее волнующих тем для работающих американцев — медицинские страховки — доступность которых также оказалась под угрозой. 11 апреля в блоге Института экономической политики (Вашингтон) появилась информация об утрате 11 млн работников медицинских страховок в течение предыдущих четырех недель из-за пандемии коронавируса и остановки экономики в национальном масштабе. Кроме того, по данным консалтинговой компании Health Management Associates, число лиц, получающих страховое покрытие от работодателя, может сократиться еще на 12 миллионов и достигнуть в ближайшие месяцы 35 млн человек. Эта цифра будет включать как работников, так и членов их семей, которые охвачены одними и теми же планами медицинского страхования. Упомянутый выше The CARES Act не содержит положений о помощи миллионам американцев, оставшихся без страховок, а значит доступной медицинской помощи.
Возобновление экономической деятельности не обязательно приведет к быстрому восстановлению, как на то рассчитывает федеральное правительство. На фоне угрозы банкротства крупных компаний, которым правительство старается помочь в первую очередь, десятки тысяч предприятий малого и среднего бизнеса в США рискуют не возобновить свою работу после отмены карантинных мероприятий. Это касается в первую очередь независимых ресторанов, фитнес-центров и других предприятий сферы обслуживания. Тем временем особенно сложное положение в условиях вынужденного рабочего простоя сложилось у американцев, имеющих ипотечные и другие виды долгов. Так, к моменту начала пандемии долги по кредитам на получение высшего образования составляли $ 1,5 трлн, автокредиты $ 1,3 трлн, долги по кредитным картам $ 1,08 трлн, всего персональные долги американцев на момент появления Covid-19 оцениваются в размере $ 14 трлн. Чем рядовому американцу, соблюдающему режим самоизоляции, оплачивать счета, если, согласно опросу исследовательского портала The CLEVER project, у 50% американцев сбережения должны закончиться к концу апреля?
На этом фоне агентство Bloomberg информирует о резком падении платежей по автокредитам, потому что «американцы вынуждены поменять свои финансовые приоритеты в условиях борьбы с пандемией коронавируса». Сокращаются и объемы выдачи новых кредитов, так как автодилеры по всей стране вынуждены закрывать свои центры. Вряд ли нуждается в пояснении тот факт, что снижение объема потребительского кредитования неизбежно оказывает негативное влияние на экономику страны в целом.
Еще более тревожную информацию приводит CNN, сообщающее о том, что все большее число американцев испытывают проблемы с внесением арендной платы за квартиры. Из 44 млн официальных съемщиков квартир, к первой неделе апреля не могли за них заплатить около 13,4 млн человек, или почти треть, с тех пор ситуация на рынке труда ухудшилась многократно. В прошлом году средняя месячная аренда квартиры в Нью-Йорке с одной спальней равнялась $ 2980. При этом правительственную помощь в рамках The CARES Act могут получить лишь съемщики доступного жилья, субсидируемого федеральным правительством, включая 120-дневный мораторий на выселение и просроченные платежи, но большинство арендуемых объектов недвижимости принадлежат частным арендодателям. Кое-где власти объявили о запрете выселения людей, не имеющих возможности заплатить аренду, например, так сделал губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо, который ввел 90-дневный мораторий. Но даже временный мораторий на выплаты не снимает проблемы, а перекладывает их на плечи арендодателей, которым тоже нужны деньги, чтобы заплатить обслуживающему персоналу, страховщикам, кредиторам, поставщикам электроэнергии и т. д.
После уже имевших место забастовок медицинских и социальных работников, рабочих автомобильной промышленности и сферы доставки, прошедших на прошлой и в начале этой недели в Чикаго, Детройте, Филадельфии, Нью-Йорке и Миннеаполисе, 1 мая в США может начаться всеобщая забастовка арендаторов, которая, по оценкам The Intercept, способна охватить оба побережья и достигнуть масштаба, невиданного в том же Нью-Йорке со времен 1930 годов, когда организованные группы арендаторов прибегали к различной тактике сопротивления в условиях экономического кризиса и финансовой невозможности заплатить за съемное жилье. Организаторы забастовки 1 мая собираются потребовать «всеобщую отмену любых арендных, ипотечных или коммунальных платежей, причитающихся или накопленных во время кризиса».
В результате пандемии коронавируса в течение всего лишь нескольких недель миллионы американцев перешли из обстановки комфортного образа жизни среднего класса к серьезной нужде. Администрация Трампа, обладая практически неисчерпаемыми финансовыми инструментами, предпринимает серьезные меры по спасению национальной экономики, которые на данном этапе все равно носят запоздалый или недостаточный характер в силу неповоротливости бюрократической машины, что на деле превращается в стратегический фактор избирательной кампании за президентское кресло.
Примеряя стресс-тест, которым Covid-19 обернулся для крупнейшей экономики мира, на другие страны, в том числе и Россию, выразим надежду, что те жесткие требования, которые российский президент адресовал руководителям министерств, ведомств и губернаторскому корпусу на совещании во вторник, 28 апреля, призвав к разработке масштабного общенационального плана по восстановлению экономики после эпидемии, действительно помогут нашей стране пройти этот сложный период.
Ранее опубликовано на: https://eadaily.com/ru/news/2020/04/29/covid-19-kak-stress-test-dlya-ekonomiki-ssha
Печать