Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август - о добровольчестве во время пандемии.
Сейчас такая ситуация, когда
волонтеры оказались на переднем крае. Пока врачи спасают жизни людей в больницах, волонтеры помогают людям не чувствовать себя одинокими, не чувствовать себя брошенными. Они доставляют продукты, лекарства, как-то скрашивают время нахождения людей на самоизоляции.
К волонтерам у нас уже давно особое внимание,
в том числе – президента и власти. В 2018 году прошел первый большой форум добровольцев, каждый год увеличивается финансирование на гранты для НКО, и мы знаем, что даже на Госсовете выступали представители волонтерских проектов в прошлом году. Сейчас роль волонтеров вообще возросла. Потому что если раньше людям, далеким от добровольчества, было не совсем понятно, чем все эти странные люди занимаются, то теперь волонтеры пришли к тем, кто о них даже не задумывался: к старикам, к одиноким людям, к многодетным семьям. К тем, кто сейчас находится в очень жесткой самоизоляции, и к тем, кто заболел, но в легкой форме, и они не могут никуда выходить. Поэтому мне кажется, что сейчас люди поняли суть волонтеского движения. К нему все больше подключается участников, очень много заявок на всех волонтерских сайтах.
Это вообще входит в нашу психологическую структуру, в наш генетический код: у нас нормально помогать другому, тому, кто оказался в беде. Когда ты помогаешь человеку, который оказался в беде, ты сам становишься сильнее. Именно поэтому у нас в сложное время люди всегда объединялись и вместе вставали перед лицом беды. Собственно, сейчас происходит то же самое.
На встрече президента и волонтеров было сказано о том, что будут особые меры поддержки для волонтеров и социальных работников. Так как они сейчас действительно находятся в большей опасности, чем любой из нас. Потому что они контактируют, они ходят в магазины, аптеки. Не по своей потребности, а для того, чтобы помочь людям. Президент Владимир Путин, наверное, единственный президент, который уделяет такое внимание волонтерскому движению. Он единственный, кто вот так близко – пусть и в онлайне, потому что это сейчас единственная возможность встречаться – встречается с волонтерами и искренне с ними разговаривает, интересуется. Мне кажется, что поддержка президента очень важна и с моральной стороны, чтобы люди поняли, что то, что они делают, – это нужно и важно. У нас, к большому сожалению, не очень принято делиться тем, что ты делаешь. Людям кажется, что не надо этим хвастаться. Очень часто обсуждается в социальных сетях, что если ты делаешь доброе дело, то не надо об этом писать. Мне кажется – наоборот, надо об этом говорить, потому что тогда и позитива будет больше в информационном поле, и, может быть, кто-то, кто еще не решился этим заняться, тоже займется.
Важно и то, что поддержка президента означает поддержку власти на местах. Волонтерам сейчас нужна любая организационная помощь: это может быть транспорт, или помощь с пропусками, QR-кодами, или еще что-то. Чтобы у людей не было проблем, когда они хотят помочь.
Также надо сказать, что у нас волонтеры сегодня очень разные. Это может быть просто человек, который помогает своим соседям или помогает в интернете: какие-то консультации или просто пообщаться с человеком, которому сейчас плохо и одиноко. А может быть и большая корпорация: мы знаем, что сейчас многие люди перестроили свое производство, выпускают маски, обеспечивают ими больницы.
Есть такое хорошее русское выражение – всем миром. Вот это выражение очень соответствует сегодняшнему волонтерскому движению. Мы сейчас всем миром помогаем справиться с бедой.
Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/expert-opinion/2490532
Печать