Фото с сайта: pixabay.com
Тема досрочных выборов в Государственную думу вернулась в повестку на фоне ослабления, а местами (в том числе в Москве) снятия карантинных мер и стабилизации эпидемиологической ситуации. Если еще три месяца назад коммунисты выступали против «досрочки», то теперь даже они готовы раньше времени вступить в борьбу за места в парламенте. «ФедералПресс» еще в феврале писал о переносе выборов на этот год. Однако стремительное распространение эпидемии коронавируса скорректировало политическую повестку, и к вопросу вернулись только сейчас. Будут ли спешить – расскажем в материале нашего агентства.
План или фейк?Первые предположения о возможной подготовке к досрочным парламентским выборам в экспертном сообществе прозвучали в ноябре прошлого года. Сигналом для многих стал съезд «Единой России», на котором был дан старт партийному обновлению – кадровому и программному, а фактически – старт предвыборной кампании партии.
Большинство политологов все же не были склонны думать, что речь идет о переносе думских выборов, а называли решение о подготовке к выборам «долгосрочной избирательной кампанией». «Чтобы всерьез претендовать на победу даже в одномандатном округе, надо в этом округе за год «высаживаться», – пояснял тогда «ФедералПресс» Алексей Чадаев. – Раньше много людей определялось едва ли не в последний день, прямо перед урнами, сейчас все за полгода знают, за кого будут голосовать, а дальше – это уже детали. Поэтому сейчас эпоха долгих кампаний».
Первые слухи о действительно готовящейся досрочной парламентской кампании появились в феврале, когда активно обсуждался и дополнялся список президентских поправок в Конституцию. Тогда источники «ФедералПресс» в регионах сообщили, что вероятность «досрочки» велика, – так им заявили московские кураторы. Скоро все планы нарушила эпидемия коронавируса. Сейчас наиболее подходящим временем для проведения парламентской кампании называют декабрь. Хотя и этот срок политолог Илья Гращенков считает неоптимальным вариантом из-за недостаточно высокого уровня доверия к власти.
В текущей ситуации решение о досрочных парламентских выборах вообще может быть обосновано даже не политическими соображениями. Как полагает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, «во многом возможность переноса будет определяться эпидемиологической ситуацией».
Политтехнолог Марат Баширов разговоры о «досрочке» считает популизмом, который «подхватывают непарламентские партии».
По мнению ведущего аналитика Агентства политических и экономических коммуникаций Михаила Нейжмакова, все разговоры о «досрочке» – это скорее пиар-ход: «политологи и политтехнологи охотно готовы верить в такой сценарий, так как для них это дополнительная возможность профессиональной самореализации», а оппозиции они «позволяют держать по крайней мере ядро собственных сторонников в тонусе». «Хорошо продуманная непредсказуемость – это одна из черт политического стиля Владимира Путина. Но не будем забывать, что за весь период после первых для него президентских выборов 2000 года ни один популярный прогноз о досрочных федеральных выборах в России не реализовался (конечно, если не относить к досрочным выборам перенос даты голосования с декабря на сентябрь в рамках думской кампании 2016 года)», – отмечает Нейжмаков.
Партия рискаНи у кого из экспертов не возникает сомнений в сохранении мест в парламенте действующей думской четверкой. Другое дело – с каким счетом. Политолог Илья Гращенков считает, что могут усилиться позиции КПРФ и ЛДПР. Несмотря на давно пошатнувшиеся позиции «Справедливой России», даже у этой партии есть все шансы вновь оказаться в новом составе Госдумы. И это не зависит от даты выборов. Более того, Гращенков прогнозирует, что и эсеры усилят свои позиции.
Совершенно противоположного мнения придерживается Дмитрий Журавлев. «Справедливороссам нужно быстро искать «лицо»; если они его не найдут, могут не попасть в следующую Государственную думу, – убежден политолог. – Я имею в виду не фигуру лидера, а какую-то позицию, которая бы отличала их от всех остальных».
На пятки эсерам наступают серьезные оппоненты, которые, как отмечает политолог Михаил Нейжмаков, работают «в близких электоральных нишах», – это и «Родина», и «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», и «За правду». «На готовность представителей региональных элит сотрудничать с СР (и баллотироваться от этой партии в Госдуму) серьезно повлияют даже не итоги ближайшего единого дня голосования, а результаты регистрации конкурирующих с ней непарламентских партий для участия в соответствующих региональных и муниципальных кампаниях, – поясняет Нейжмаков. – У справороссов есть вполне реальные шансы оказаться и в новом составе парламента, но до думских выборов для них могут появиться как новые факторы роста, так и новые риски».
Преодолеть барьерыВ новый состав Госдумы могут попасть две-три новые политические партии, например, «Пенсионеры России», «Коммунисты России», «Партия прямой демократии» и «За правду». По мнению политолога Дмитрия Журавлева, потенциальные шансы остаются у «Яблока», но партия «героически умудряется максимально их не использовать».
Но в этом совсем не уверен политолог АПЭК Михаил Нейжмаков. Он считает, что «пока не наблюдается серьезных факторов, которые помогли бы непарламентским партиям пройти в новый состав Госдумы». «Теоретически можно было бы создать на основе одной из непарламентских партий проект, рассчитанный, например, на колеблющийся протестный электорат крупных городов, серьезно усилив этот проект перспективными кандидатами и вложив значительные ресурсы в кампанию. Но далеко не факт, что соответствующие влиятельные фигуры действительно захотят настолько серьезно вкладываться в подобный проект», – объясняет эксперт.
Нейжмаков также отмечает, что сохраняется фактор усталости избирателей «от старых парламентских оппозиционных партий». И все равно они собирают голоса колеблющихся протестных избирателей, которые «готовы голосовать именно за партию, которая гарантированно пройдет в парламент, чтобы голос не был потерян». Так, например, было в 2011 году, когда накануне думских выборов, согласно опросу ВЦИОМ, за парламентские КПРФ и ЛДПР свои голоса готовы были отдать больше респондентов, чем за непарламентское «Яблоко», «более близкое по взглядам избирателям такого толка».
Похожей позиции придерживается и политтехнолог Марат Баширов. По его мнению, «ни одна из непарламентских партий в Госдуму не пройдет». Возможно, шансы есть лишь у «зеленых» (в обществе существует запрос на экологическую повестку), однако для этого нужно будет умудриться преодолеть довольно сложные барьеры – тот же сбор подписей. Реальный сдвиг в парламентской системе произойдет разве что лет через пять. Как считает Баширов, «к 2024 году изменится возрастная структура населения». «Право голосовать получит новое поколение молодых избирателей. Будет запущено электронное голосование, – отмечает эксперт. – России необходимо перейти к модели развитой демократии. Чтобы демократия раскрылась, нужен более широкий спектр политических партий в Госдуме».
Печать