Алексей Сахнин – о капиталах российских олигархов, которые оказались искренни в своих консервативных симпатиях.
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин – о капиталах российских олигархов, которые оказались искренни в своих консервативных симпатиях.Комитет по разведке британского парламента предложил считать российских олигархов, проживающих в стране, угрозой национальной безопасности.
После краха СССР власти Великобритании поощряли въезд в страну состоятельных россиян. В 1994 была введена схема, в соответствии с которой иностранец, вложивший в британскую экономику более 2 млн фунтов, получал «золотую визу» и право жить в стране.
В 2014 г. на долю россиян, по данным Knight Frank, приходилось 15% всех сделок на рынке элитной недвижимости. Лондон в прессе стали называть Москвой-на-Темзе. Это соответствовало пиковым показателям вывода капитала из РФ – более $154 млрд за год. Но вскоре ситуация изменилась из-за крымского кризиса.
Британский парламент принял закон об уголовных финансах (Criminal Finance Act), который позволил судебным властям требовать от богатых иностранцев раскрыть источники своего состояния. Идея была в том, чтобы разделять олигархов на близких к Владимиру Путину «козлищ» и «овнов», ставших «жертвами путинского режима».
К 2017 доля русских на рынке лондонской элитной недвижимости рухнула до 7%. Но жизнь взяла свое. Бегство капитала из России продолжалось и к 2018 русские деньги стали возвращаться к британским особнякам и поместьям. В суперпремиальном секторе недвижимости (выше £10 млн) доля россиян достигла 23%.
В опубликованном 21 июля докладе Комитета по разведке говорится, что благодаря своим капиталам близкие к российскому президенту олигархи могут оказывать влияние на британскую политику с помощью личных связей и финансирования партий. Доверенных лиц Путина нужно обезвредить, но, одновременно, предоставить дополнительную защиту политическим эмигрантам.
Однако журналисты The Guardian сделали удивительное открытие. Оказалось, что и лояльные Москве, и оппозиционные миллиардеры российского происхождения имеют одинаковые симпатии в британской политике. Финансировавший «Новую газету» Александр Лебедев выпивает с премьер-министром Джонсоном. А невеста главы правительства Кэрри Симондс посещает вечеринку в российском посольстве, посвященную основанию парламентской группы «Консерваторы-друзья России». Крупным инвестором Тори является Александр Теремко, называющим себя «врагом Путина». А член палаты лордов и бывший министр-тори Грег Баркер работал на связанных с Кремлем Романа Абрамовича и Олега Дерипаска.
Похоже, российские олигархи искренни в своих консервативных симпатиях. Бывший глава Банка Москвы Андрей Бородин, например, потратил 40.000 фунтов на портрет Маргарет Тэтчер. Труднее понять, насколько глубоки их разногласия относительно российской политики. Идеологический консенсус часто оказывается важнее тактических споров. Несмотря на внешне острый конфликт друг с другом, Россия и Великобритания договорились о взаимном возобновлении полетов с 1 августа. Правящий класс двух стран слился воедино, и не хочет терпеть никаких барьеров.
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/07/26/835374-moskvi-londona
Печать