Валерий Прохоров задается вопросом, присутствует ли в обширной и разнообразной федеральной электоральной повестке какая-нибудь интрига.
13 сентября в Единый день голосования в России пройдут выборы разных уровней: будут избраны 18 губернаторов, депутаты 11 законодательных собраний в субъектах федерации и городских советов в 22 административных центрах областей и республик. В этот же день в четырёх округах пройдут дополнительные выборы в Государственную Думу. Кроме того, практически во всех регионах страны состоятся выборы в муниципалитеты и органы местного самоуправления.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Валерий Прохоров задается вопросом, присутствует ли в обширной и разнообразной федеральной электоральной повестке какая-нибудь интрига.Наличие интриги зависит от позиции наблюдателя и его ожиданий. При всей внешней строгости властной вертикали внутриполитическая ситуация в каждом из регионов имеет особенности. Кроме того, те или иные предвыборные расклады «на местах» могут выглядеть по-разному по мере перемещения точки наблюдения с федерального уровня на муниципальный. Попробуем и мы взглянуть на происходящее с различных «этажей» государственного устройства, начав с самого верхнего.
Возможны ли «электоральные чудеса» на губернаторских выборах?Может ли в каком-нибудь из регионов сработать «электоральный триггер», и люди проголосуют не за того кандидата, которого поддерживает федеральный центр?
Ещё в начале года эксперты относили к числу таких регионов Архангельскую область. Ситуация вокруг попыток строительства вблизи станции Шиес мусорного полигона вызвала массовые протесты и обвалила рейтинги действующего губернатора Орлова. Сам глава региона не сумел выстроить диалога с населением, допустил ряд провокационных высказываний, в результате чего был признан токсичным и смещён. Пришедший на смену Орлову врио губернатора Александр Цыбульский пока что находится в «группе риска» с точки зрения своей избираемости, но у него нет сильных соперников, и, скорее всего, он одержит победу.
В других субъектах федерации кандидаты от власти, скорее всего, одержат победу, хотя для некоторых из них кампания не будет лёгкой прогулкой. Но в целом, этот выборный контур угроз устойчивости власти и существующей системе государственного управления не несёт, и какой-либо интриги ни с федерального, ни с регионального уровня не просматривается.
Явилась ли такая спокойная для власти ситуация результатом административной «зачистки» сильных конкурентов? По заявлению представителей КПРФ по отношению к её кандидатам власть «вышла за рамки приличия», не допустив к выборам в ряде регионов сильных кандидатов. Утверждение могло бы выглядеть справедливым, если бы подобные факты вызвали общественный резонанс. Но этого не произошло, поэтому причины отказа в регистрации кандидатов-коммунистов нельзя априори считать исключительно результатом применения админресурса.
Может ли «Единая Россия» проиграть выборы в парламенты субъектов федерации и советы административных центров?Из 11 регионов, в которых будут проходить выборы в законодательные собрания, конкурентная ситуация складывается в двух: Челябинской и Новосибирской областях. В первой протестный потенциал формируется экологическими проблемами, а главным оппонентом «Единой России» выступают эсеры во главе с харизматичным депутатом Госдумы Валерием Гартунгом. В Новосибирской области традиционно сильны коммунисты. В обоих регионах интрига заключается в том, смогут ли оппозиционные партии провести в заксобрания сопоставимое с ЕР количество кандидатов и сформировать по результатам выборов влиятельные фракции. Навязать борьбу единороссам оппозиция может ещё в ряде регионов, в частности, в Костромской, Курганской и Магаданской области.
В ЯНАО, Белгородской, Воронежской, Калужской и Рязанской областях региональная власть контролирует внутриполитическую ситуацию, а ЕР доминирует. Здесь оппозиция вряд ли сможет серьёзно изменить предвыборную ситуацию, думские выборы в этих регионах полностью лишены интриги.
Что касается выборов в административные центры, то здесь интрига существует лишь на региональном уровне и заключается в том, насколько в результате выборов усилится или ослабится влияние той или иной элитной группы. Политического подтекста эти электоральные битвы не создают и на федеральной повестке практически не отражаются. Ожидать того, что на муниципальном уровне может родиться кейс, способный изменить политический ландшафт страны, пока что не приходится.
Неужели выборы этого сезона лишены интриги?Выборы-2020 – это «разгонный двигатель» следующего, «думского» сезона. По итогам конституционных преобразований нижняя палата может превратиться из «бешенного принтера» в центр полноценного политического влияния. Внимательно изучая программы кандидатов, можно заметить признаки зарождения основной интриги будущего года – выстраивания позиции к теме отношений центра с субъектами федерации. Проблемы «малой родины» захватывают повестку в регионах, а их игнорирование приводит к кризисам подобным хабаровскому или Шиесу. Для того, чтобы избежать массового роста протестной активности в субъектах федерации, необходимо вывести обсуждение этой проблемы в политическое поле. Есть основание полагать, что ответом на это вызов станет возникновение нового политического оператора, условной «партии регионов», причём в краткосрочной перспективе на базе фрагментов и ресурсов существующих партий, в том числе, входящих в «парламентскую четвёрку». И это будет не декоративный «нишевый» проект наподобие партий «За правду», «Зелёной Альтернативы» или «Новых людей», а полноценная партия, закрывающую все пункты политической повестки и способная конкурировать с «Единой Россией».
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/08/17/836932-intriga-viborov
Печать