Ситуацию в Белоруссии и вокруг нее, вероятность повтора в этом постсоветском государстве украинского сценария Информационно-аналитический портал Yenicag.Ru — Новая Эпоха обсудил с президентом Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), экспертом Центра ПРИСП Алексеем Куртовым.— Алексей Анатольевич, внимание мировой общественности приковано к событиям в Белоруссии. Эксперты из различных стран по-разному комментируют ситуацию в стране и дают противоречивые прогнозы относительно результатов политических трений в союзном с Россией государстве. По-вашему, что происходит в Белоруссии?
— Беларусь на наших глазах переживает перелом политической и экономической формации. Этот процесс был практически запрограммирован из-за несоответствия архаичных, замороженных с 90—х годов способов управления страной и окружающим современным миром. В какой-то период такой подход помог сохранить целостность страны. Но последние 10-15 лет процесс разрыва становится трагическим. Вокруг Беларуси практически все страны перешли к более современным политическим процессам. Такого авторитарного, безапелляционного управления не осталось. То же и в экономиках окружающих стран – интеграция, быстрое перестроение, смена опорных направлений, ориентация на рынок, перекрестное международное инвестирование — эти процессы, за небольшим исключением, в Беларуси не развиваются. Классики политэкономии утверждают, что такое состояние – прямой путь к конфликту власть-общество.
Усугубляется этот процесс патологическим отсутствием качественного коммуникативного процесса между верхней властью и гражданами. Увы, Лукашенко, судя по всему, уже давно в качестве надежного источника использует только информацию от силовиков. И граждане видят только однообразный, сформированный государственными СМИ, образ батьки-хозяина. У белорусского общества с властью нет ни общих целей, ни общих ценностей. Последние десять лет к тому же принципиально меняется способ массового получения информации. Команда Лукашенко не учла, что электорат научился смотреть не только телевизор и местные газеты. Интернет стал массовым, востребованным. И по контенту он совсем не совпадает с официальными источниками Беларуси.
И вот в момент выборов, когда надо было почувствовать эти изменения, найти верное позиционирование, правильно рассчитать реакцию избирателей на каждое свое действие, команда Лукашенко начинает применять самые примитивные, ранее опробованные методы. Подтасованный результат голосования, неспровоцированная жестокость при разгоне демонстрантов и жителей городов, отсутствие адекватной информации, и полностью оторванные от жизни выступления самого Лукашенко – это, только лежащие на поверхности, поводы белорусам для выражения массового протеста.
— Все привыкли, что после выборов, которые проходят там уже шестой раз, Батьке постоянно удается расправиться с оппозицией и подавить протесты. Но на этот раз словно «кривая кость» застряла в глотке белорусской элиты и со стороны создается впечатление, что власть вот-вот рухнет. По-вашему, в чем причина такой слабости Лукашенко — отсутствие поддержки со стороны Кремля или жесткая позиция Запада и угрозы наложить санкции против Белоруссии?
— Причина все та же – Лукашенко просто не понимает, что происходит. Представления его о происходящем проявляются в странных, оторванных от жизни, порой агрессивных даже к сторонникам, выступлениях. Таких, которые вызывают еще большее сопротивление, обиду и желание от него избавиться. Старый план и привычный способ решения задач не работают. А нового плана, адекватной команды, на которую он может опереться, у него нет. К тому же европейские лидеры не принимают его, как вновь избранного президента страны, а Москва сохраняет публичное молчание. Он чувствует себя преданным, одиноким и это начинает передаваться его широкому окружению – все замерли в состоянии ожидания и не спешат принять ничью сторону.
— Акции протестов, состоящие в различных городах страны, говорят о том, что весь этот процесс носит организованный характер и управляется из единого центра. Активисты из различных стран Европы, в том числе и с Украины, подключились к процессам в Белоруссии. На всех крупных платформах ведется пропаганда против режима Лукашенко и поразительно то, что общественность практически самой благоприятной страны бывшего СССР настроена против белорусских властей. Как вы думаете, насколько сильно пахнет революцией в Белоруссии?
— Я бы не стал утверждать об организованном характере процесса сопротивления. Для того, чтобы обидевшиеся и уставшие терпеть люди вышли на улицу, особой координации не требуется. То, что интернет, несмотря даже на вводимые ограничения, практически весь против Лукашенко неудивительно. И это не потому, что весь мир сговорился против. И не потому, что там высока координация действий. Команда Лукашенко проиграла информационную войну. И идеологически, и технологически. Я думаю, что рассуждения типа – «…а мы им интернет отключим и что они тогда смогут сделать?» — стали последней каплей некомпетентности в проигранном информационном сражении. Говорить о революции пока не стоит. Смены политического устройства, экономической реформации пока никто не требует. Протестующие сейчас настаивают на новых выборах и легальном политическом процессе. Вопрос здесь в другом – нужны понятные стороны разрешения конфликта. Если Лукашенко – одна сторона, то кто будет с другой стороны? Думаю, что этот вопрос для оппозиции будет очень сложным.
— В экспертном сообществе, особенно в СМИ, очень много гнусных материалов по поводу происходящих в Белоруссии событий. Часть российской прессы защищает Лукашенко, часть гнобит его. А российский читатель окончательно запутался и не знает кому верить и на чью сторону встать. Как вы думаете, это можно расценить как неподготовленность Кремля к сюрпризам в Белоруссии? А вы верите в ту версию, что обострение внутриполитической ситуации в союзном государстве застал Путина врасплох?
— Сами события в Беларуси подчас носят настолько гнусный характер, что только их освещение выглядит чудовищно. Избиение и унижение людей никогда не были привлекательными. Не замечать это при анализе происходящего в Беларуси – значит упускать большой пласт мотивации и активизации обеих сторон конфликта. Так что, кто хочет, тот получает вполне достаточно информации для формирования своего мнения. Я сейчас говорю о неангажированных и независимых исследователях этих процессов и журналистах. Остальные мне мало интересны. Думаю, что в Москве проработаны десятки вариантов реакции на происходящее в соседней стране, являющейся самым близким и стратегическим партнером. Кремль в этой ситуации занял выжидательную позицию и это единственно правильная стратегия.
— Как вы думаете, у России есть запасной вариант в Белоруссии? Если есть, то какой?
— Всегда есть запасной вариант. Особенно учитывая большое влияние России на политику, экономику и социальные процессы в Беларуси. Думаю, что такой вариант есть и в этом случае, и он, надеюсь, максимально взвешенный и адекватный. А пока надо дать белорусам возможность самим разобраться. Это лучший вариант.
— Как поступит Россия, если все-таки Западу удастся отторгнуть Минск от Москвы? Насколько вероятен «украинский сценарий» в Белоруссии?
— У меня есть сомнения, что у Запада есть реальная задача разобщить наши страны. Как ни странно, для них Беларусь в союзе с Россией гораздо удобней, надежней и спокойней, чем близкая граница. Да, в их интересах создавать некоторое напряжение между Москвой и Минском, но не разделять. Плохой мир лучше доброй войны – это правило актуально и сейчас. В политике для удобства часто маркируют общими названиями какие-то, внешне выглядящие похожими процессы. Но политологи и реальные политики знают, что не бывает одинаковых общественных событий и тенденций. Это всегда уникально и практически никогда не повторяется. Бессмысленно обсуждать по какому известному сценарию будет развиваться ситуация в Беларуси. Беларусь, как и все другие страны в переходном процессе, будет действовать уникально.
Ранее опубликовано на: https://yenicag.ru/lukashenko-prosto-ne-ponimaet-chto-proi/351895/
Печать