Алексей Сахнин - о том, чем закончится эскалация элитной борьбы между «поделить» и «отнять».
Дмитрий Медведев на совещании о социальных задачах Единой России предложил ввести в России безусловный базовый доход (ББД). Эксперты расходятся во мнениях относительно принятия такого предложения.
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин - о том, чем закончится эскалация элитной борьбы между «поделить» и «отнять».Эта тема в России до сих пор считалась верхом безответственного популизма. В апреле Сергей Собянин говорил, что если россиянам просто раздавать деньги из казны, то «бюджеты треснут». Член медведевской команды, глава Банка России Эльвира Набиуллина пугала тем, что «вертолетные деньги» запустят гиперинфляцию. Да и сам бывший премьер был всегда известен как сторонник жесткой монетаристской политики.
Но жизнь вынуждает. Безусловный базовый доход Медведев связал с необходимостью «смотреть в будущее», а именно на выборы 2021 г. Что бывает с властью, которая о будущем не думает, и идет на выборы в ситуации социальной напряженности, только что продемонстрировала братская Белоруссия. «Если вы думаете, что богатая Россия с этим справится, ошибаетесь» - предупредил Лукашенко.
Социальный популизм Медведева подготовлен и действиями оппозиции. Главный критик единноросов, Алексей Навальный уже сделал свой «левый поворот». В разгар пандемии он собрал полтора миллиона подписей под требованиями о масштабных социальных выплатах. Запрос на социальную справедливость так силен, что радикализует социальную риторику и власти, и оппозиции. Но это происходит по-разному.
Левый поворот по Медведеву, это только про «поделить». Унылый ряд популистских обещаний «борьбы с бедностью», «повышения пенсий», «заботы о человеке труда» дополняется чем-то небывалым, но конкретным: деньги всем подряд. Только раздавать их должны те же, кто раньше говорил что «денег нет, но вы держитесь». Избирателю предлагают в это поверить, и не делать, как в Минске.
Левый поворот по Навальному, это больше про «отнять». В своих последних фильмах, сделанных перед отравлением, он разоблачает приватизацию по Чубайсу, и рисует почти марксистскую в своей беспощадной ясности картину государства, ставшего инструментом правящего класса, который используется исключительно для ограбления и подавления угнетенных масс. Предполагается, что отнимать награбленное должна оппозиция, но при помощи народа.
Российская элита десятилетиями опасалась, что вызов ей бросит партия «отнять и поделить». Вместо этого она сама распалась на фракции, которые разделили этот опасный лозунг между собой. Одни обещают делить, а другие отнимать. Но и те и другие хотят делать это сверху.
Самым известным проповедником безусловного базового дохода был неолиберальный экономист Милтон Фридман. Он считал, что это позволит демонтировать громоздкую систему социального обеспечения. Этот либеральный подход означает углубление социального неравенства. А значит, усиление уравнительных настроений. Эскалация элитной борьбы между «поделить» и «отнять» закончится только тогда, когда эти заклинания вновь соединятся в одной формуле социальной трансформации.
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/09/13/839727-dohod-medvedeva
Печать