Антон Холодов – о праве губернаторов ограничивать передвижения граждан во время пандемии коронавируса.
Конституционный суд (КС) РФ принял к рассмотрению первую в своем роде жалобу на незаконность действий губернаторов, ограничивавших передвижение граждан указами в связи с пандемией коронавируса. В КС обратился городской суд подмосковного Протвино, который прекратил административное дело местного жителя Сергея Пантюхова, вышедшего из дома в нарушение режима самоизоляции. Протвинские судьи посчитали, что право граждан на свободу передвижения «является одним из основных» и гарантировано ст. 27 Конституции РФ, а у глав регионов нет законных полномочий эту свободу ограничивать. Они просят КС проверить соответствие постановления подмосковного главы Андрея Воробьева Основному закону «с целью исключения необоснованного привлечения к административной ответственности».
Депутат Законодательного собрания Вологодской области, член РАПК, эксперт Центра ПРИСП Антон Холодов – о праве губернаторов ограничивать передвижения граждан во время пандемии коронавируса.В условиях пандемии самоизоляция и требования ее соблюдать – это, пусть неприятная, но необходимость, способная уберечь тысячи людей от заражения, а сотни - от смерти. Когда в марте мир встал перед необходимости ограничить свободу передвижений граждан, к этому оказалась не готова ни одна страна, не только Россия. Не думаю, что в законодательствах других государств существовали прописанные правила ввода и снятия самоизоляции. И с этой точки зрения говорить о конституционности подобной меры довольно странно. Вряд ли хотя бы одна конституция это четко прописывала.
Тогда, в марте, действовать нужно было срочно. Убежден, что спасение людей важнее норм и правил. Когда убегаешь от преследования, вряд ли думаешь о правилах дорожного движения, это нам в кино все время показывают. С другой стороны, за прошедшие полгода несомненно можно было успеть разработать четкий регламент действий властей в подобной ситуации, чтобы новые карантины и самоизоляции уже вводились на основе существующих законов, а не потому, что кому-то что-то привиделось или показалось. Эта пандемия не кончилась, да она и не последняя, так что законодательство нуждается в изменениях и четком прописывании норм и правил в подобных случаях.
Что касается введения режима ЧС, который опять же четко регламентирует поведение, права и свободы граждане, то стоит отметить, что российское законодательство, которое регламентирует его введение, очень противоречивое. Его плюс в том, что режим ЧС позволяет ограничивать конституционные права и свободы граждан, но и минусов вполне достаточно, так что не уверен, что в марте, да и сегодня тоже мы действительно находимся в чрезвычайной ситуации. Напомню, что, как минимум, закон позволяет в ЧС прекращать трудовые отношения с работником. Не уверен, что население с воодушевлением восприняло бы массовые увольнения. Уж лучше просто посидеть на удаленке и без особой нужды не выходить из дома. И все-таки законодательно прописать законные четкие правила поведения в подобной нестандартной ситуации, раз уж мы все понимаем, что она превратилась в стандартную.
Ранее опубликовано на: https://davydov.in/everything/anton-xolodov-vologda-ne-uveren-chto-v-marte-da-i-segodnya-tozhe-my-dejstvitelno-naxodimsya-v-chrezvychajnoj-situacii/
Печать