Олег Иванов высказался о ситуации вокруг Нагорного Карабаха.
Министерство обороны Армении заявило о готовности применить вооружение большого радиуса поражения. «Применение такого рода вооружения меняет логику и объем боевых действий, повышая его до нового уровня. В связи с этим Министерство обороны предупреждает, что армянские вооруженные силы будут вынуждены применить виды вооружения большого радиуса поражения», — приводит Интерфакс слова пресс-секретаря Минобороны Армении Шушаны Степанян. Ранее Министерство обороны Азербайджана заявило, что продолжаются решительные контрнаступательные операции ВС страны в Карабахе.
Ситуацию вокруг Нагорного Карабаха прокомментировал руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.Реакция третьих стран на очередной виток конфликта вокруг Нагорного Карабаха во многом будет зависеть от того, насколько далеко готов зайти Азербайджан в плане эскалации боевых действий, развертывания серьезной военной операции.
И Армения, и Азербайджан – это страны, у которых довольно тесные взаимоотношения с Россией. Обе страны – бывшие республики Советского Союза, многие россияне имеют армянские или азербайджанские корни, многие граждане Армении и Азербайджана живут и работают в России. Поэтому, пока остается надежда, что конфликт вновь получится «заморозить», Москва пытается действовать исключительно дипломатическими методами, призывает стороны к прекращению огня и началу переговоров.
Вместе с тем, очевидно, что нашим геополитическим союзником в этом конфликте является Армения как член ОДКБ, тогда как Азербайджан, который не входит в Организацию Договора о коллективной безопасности, поддерживает Турция – член НАТО. Поэтому если между двумя странами начнется война, Россия окажет Армении необходимую помощь, прежде всего, вооружением, транспортом, оборудованием, медикаментами. Хотя это будет вынужденный шаг, который испортит отношения Москвы и Баку, однако нельзя усидеть на двух стульях сразу: в случае эскалации конфликта Россия должна будет принять сторону союзника.
В качестве меры реагирования, полагаю, нужно оказывать определенное давление на азербайджанскую диаспору в России – я имею в виду элиты, конечно, – чтобы они, в свою очередь, использовали свое влияние на азербайджанские власти в российских интересах. В противном случае азербайджанский бизнес в России должен оказаться под серьезными санкциями: мы не можем спонсировать врагов наших союзников и, возможно, наших будущих врагов.
Турция, по всей видимости, уже оказывает полную поддержку Азербайджану, поскольку даже не стесняется открыто об этом заявлять. Вполне допускаю, что турецкая военная техника уже находится в зоне боевых действий, а теми же беспилотниками, возможно, управляют турецкие военнослужащие. Турецкая армия – одна из наиболее мощных в мире, поэтому поддержка Анкарой Баку представляет, пожалуй, самую серьезную проблему для Еревана. Полагаю в этой связи, что основные дипломатические усилия Москвы должны быть направлены на достижение договоренности с Турцией о взаимном невмешательстве в конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Однако это будет непросто, потому что для достижения своих целей Турция проводит очень агрессивную политику. Мы это видим в Сирии, в Ливии, на Средиземноморье (конфликт с Грецией, связанный с добычей полезных ископаемых), теперь в Нагорном Карабахе.
Полагаю, Азербайджан рассчитывал на блиц-криг, но он не удался. Поэтому сейчас Баку прямо заинтересован в том, чтобы втянуть в этот конфликт Турцию, а на это можно рассчитывать только в том случае, если Армения перейдет к активным боевым действиям. Поэтому важно, чтобы армянские войска оборонялись, закрепились на позициях, но не переходили в контрнаступление.
Что касается США, то этот конфликт им неинтересен, поэтому они здесь постараются выступить в роли миротворца. Так, Госдепартамент «решительно осудил насилие на границе Армения – Азербайджан и призвал стороны строго придерживаться режима прекращения огня». Несмотря на то, что Турция – член НАТО, с США у нее очень сложные отношения, поэтому, полагаю, для Вашингтона обострение этого конфликта стало таким же неожиданным, как и для России.
Довольно сложно спрогнозировать, сколько может продлиться «горячая форма» этого конфликта, все будет зависеть от дальнейшего развития событий. Если в боевые действия, пусть и опосредованно, окажутся вовлечены Россия и Турция, он может длиться долго, как, например, «операция» ВС Украины на Донбассе. Если же Ереван и Баку будут предоставлены самим себе, то у Азербайджана вряд ли хватит сил на затяжную войну, и статус-кво будет восстановлен относительно быстро.
Защищаться гораздо проще, чем атаковать. Кроме того, воинский дух у армян сейчас выше, чем у азербайджанцев, потому что для них это оборонительная война, это их земля (по меньшей мере, последние 26 лет) подверглась нападению, выросло целое поколение людей, родившихся на этой территории. При этом в Азербайджане тоже сменилось поколение, и часть общества смирилась с потерей Нагорного Карабаха.
Кроме того, все мировое сообщество понимает, кто спровоцировал конфликт, хотя Баку и пытается представить все так, что «первая начала» Армения. Поэтому давление на Азербайджан с целью принуждения к миру со стороны ООН, а также России, США и других стран будет усиливаться.
Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/expert-opinion/2590340
Печать