В республике Коми экоактивисты «Гринпис» приостановили разработку золоторудного месторождения Чудное уже работающего предприятия. Причина – залежи драгоценного металла располагались на землях промышленности и вдруг они оказались на территории нацпарка парка «Югыд ва». Это самый большой заповедник в России, он занимает более 1,8 млн гектаров. Площадь земли, за которую бьются экологи-общественники и золотопромышленники, около 28 тысяч га и особого экологического интереса, по мнению экспертов и специалистов, она не представляет.
Что касается золота Чудного, то запрет на его добычу поставил под угрозу жизнь целого города Инта, где проживает около 24 тысяч человек. Два года назад там была закрыта последняя угольная шахта, многие горожане остались без работы. Открытие золоторудного производства для них – способ выжить и прокормить семью.
За многими экопротестами, как правило, стоят некие силы, считают эксперты. Так было и с экологической катастрофой на Камчатке, когда ЧП раздули до проблемы мирового масштаба, раскачка точно носила искусственный характер. Некоторые эксперты полагают, что и проблема «черного неба» в Красноярске раздувается благодаря партийным политическим играм. Кому-то было выгодно раздуть этот скандал, чтобы темой плохой экологии лишний раз скомпрометировать местную власть. Подобная ситуация была в регионе и в 2011 году, когда партия «Гражданская платформа» подняла волну протеста против строительства ферросплавного завода и, заработав очки на защите экологии, прошла в городской совет.
И.о. председателя Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин – об экопротестах как оружии в конкурентных и политических воинах.Можно выделить четыре причины возникновения экоконфликтов:
- низкий уровень коммуникации между органами власти (региональными и муниципальными) с местными жителями;
- отсутствие внятной коммуникационной стратегии инвесторов при реализации сложных инфраструктурных объектов в части их экологической безопасности;
- активное распространение фейк-ньюс (ложных новостей) со стороны «псевдоэкологов»;
- влияние внешних экономических и политических факторов (в странах Европы и США имеются политические силы, заинтересованные в ограничении экономического развития России путем включения «зеленой» проблематики).
Эко-конфликты возникают, в основном, из-за вырубки зеленых зон, строительства полигонов ТКО и мусоросжигающих заводов, освоения месторождение, борьбы с различными проектами, направленными на развитие производства, загрязнения территорий заповедников и т.д.
Общая схема организации протестов примерно такова. Зачастую все начинается со сбора подписей под письмом президенту РФ о якобы неотвратимой угрозе экологии и жизни людей из-за реализации какого-либо проекта. Далее идет организация стихийных митингов и протестов. Чем шире была проведена кампания со сбором подписей, тем больше народу приходит на митинг.
Заказываются экологические экспертизы с отрицательными заключениями якобы независимым специалистам.
В суды уходит сразу несколько исков с требованием прекратить строительство или какую-либо другую деятельность, против которой выступают экоактивисты.
В интернете, в основном – в блогах, появляются фейк-ньюс об экологических последствиях проекта.
Экологический экстремизм – такой термин появился «благодаря» желанию использовать экопротесты как оружие в конкурентных войнах. И подобным явлением нам придется жить довольно долго, потому что в его основе лежит общественное мнение, которым не гнушаются манипулировать разные дельцы-мошенники.
Материал полностью на: https://www.kp.ru/daily/21712089/4324787/
Печать