Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин – о том, что сломалось в пропагандистской машине.Еще каких-то три-четыре года назад все было в порядке. Западная пресса привычно клеймила нарушения прав человека в России. Российский официоз отвечал, что наша страна стоит на страже традиционных ценностей, а у них там, на Западе, «Гейропа». Мировая медийная машина работала на принципах «политики ценностей». Поскольку ценности были разные, то разной была повестка и направление взаимной критики.
С тех пор что-то сломалось. Пропагандистские машины генерируют нарративы, которые почти не несут отпечатка разных идеологических конструкций. Они повторяют друг друга чуть ли не дословно. Рассказ Дмитрия Киселева о митингах 23 января неотличим от репортажа CNN о событиях в вашингтонском Капитолии двумя неделями ранее. Западные политики озабочены тем, что Россия отказывает своим гражданам в праве на инакомыслие и «возвращается в сталинскую эпоху». Но и российские чиновники сетуют на цензуру в американских социальных сетях, а государственные СМИ сравнивают преследование инакомыслия в Америке с «4 миллионами доносов» в сталинском СССР.
Если дело пойдет так и дальше, то Марии Захаровой и Джен Псаки можно будет использовать пресс-релизы друг друга, меняя в них только название государств. Столкновение ценностей уступило место борьбе порядка с беспорядком. А объяснение происходящего все чаще сводится к заговору. Воду мутят, как известно, агенты. В США – русские, а России – западные. Попытки отрицать очевидные параллели выглядят все более беспомощно.
Бывший посол в США Майкл Макфолл называет идиотами тех, кто сравнивает «храбрых демократических демонстрантов в Белоруссии» с «необузданными автократическими головорезами в Капитолии», и тут же обещает блокировать их у себя в аккаунте. Пользователи отзываются ироническим мемом «#это_другое».
Инфляция аргументов и ценностей неизбежно оборачивается запретами. Вконтакте банит страницы с призывами выходить на протесты в России. Facebook и Twitter блокируют сторонников Трампа, а также, без всяких объяснений, аккаунты левых сообществ и активистов, которых в симпатиях к бывшему президенту заподозрить нельзя. Но запреты – оружие обоюдоострое. Посольство США считает, что «Удаление из социальных сетей частной компанией ни в коей мере не влияет на способность людей выражать своё мнение на других площадках или с помощью различных средств массовой информации». Но повлияет ли на способность выражать свое мнение «удаление некоторых частных американских социальных сетей»?
У правящих элит нет никакой альтернативы идеологии ценностей. Ее стремительная девальвация превращает медиа в голый агитпроп, который повсюду повторяет одну и ту же тавтологию. Она больше ничего не объясняет и не оправдывает, просто констатирует волю правителей. Но крах идеологии ведет к распаду системы управления массами. Если их нельзя убедить или даже обмануть, то заставить их повиноваться можно только силой. Но как гласит известная пословица, «на штыки можно опираться, но сидеть на них нельзя».
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/01/27/855715-ideologiya-oskudela
Печать